1

Слишком позднее извинение церкви Англии перед евреями

В 2021 году церковь Англии стала раскаиваться в том, что преследовала местных жителей-евреев. Что ж, поистине «лучше поздно, чем никогда».


Буквально на днях англиканская церковь — государственная религиозная организация Великобритании, которая с 1534 года стала функционировать независимо от римского католицизма, объявила, что планирует «акт покаяния» за антиеврейские указы, изданные 800 лет назад.

Этот «акт» должен состояться в следующем году: он приурочен к годовщине Оксфордского синода 1222 года — антисемитского собрания христианского духовенства, на котором была принята серия суровых законов, направленных против евреев Англии.

«Фраза “лучше поздно, чем никогда” как нельзя более точно описывает происходящее, — отмечает Дэйв Рич, глава отдела политики CST1 и автор книги «Еврейская проблема левых: Джереми Корбин, Израиль и антисемитизм» (2016). «Историческую травму, оставшуюся после средневекового антисемитизма в Англии, невозможно стереть, — констатирует он, — его наследие сохранилось по сей день, что неудивительно, ведь этому способствовало немало факторов. Чего стоит, например, упорство в кровавых наветах — чудовищных антисемитских обвинениях, которые были изобретены именно в этой стране».

Действительно, некоторые из самых жутких видов антиеврейских наговоров и преследований, которые мучили евреев по всему миру в средние века и по сей день, были придуманы в Англии.

Даже сегодня те давние события очень влияют на то, как остальные люди смотрят на евреев и относятся к нам. Тут действительно есть за что извиняться и о чем сожалеть.

Как уже было сказано выше, в средние века англиканской церкви еще не существовало. И до того, как в 1534 году она стала государственной Церковью Англии, всю Западную Европу объединяла римско-католическая религия. Именно эта христианская организация добавила особой жестокости законам, принятым против евреев на Оксфордском синоде.

Последствия погромов, кровавых наветов, притеснений и изгнания евреев, имевших место в средневековой Англии, были отчетливо видны на протяжении многих поколений, включая и современное. И вот лишь несколько очевидных тому примеров.

Евреи как собственность

Историки считают, что некоторое число евреев могло жить в Англии еще во времена Римской империи, когда они прибыли в Британию в качестве торговцев или рабов. Однако официально еврейская община Англии была создана в 1066 году — когда Вильгельм Нормандский победил короля Гарольда II в битве при Гастингсе.

Чтобы укрепить свое положение нового правителя Англии, Вильгельм привел из принадлежащих ему французских владений проживавших там евреев. Как и последующие поколения евреев Англии, они считались собственностью короля.

Вообще необходимо отметить, что средневековый статус английских евреев существовал вне традиционной феодальной системы. Вместо того, чтобы присягать отдельному лорду, они «принадлежали» — то есть буквально наряду с движимым имуществом — самому правителю государства.

Изначально ожидалось, что евреи будут заниматься финансами, давать ссуды и собирать средства для монарха. В 1253 году эти соображения были зафиксированы королем Генрихом III, который провозгласил, что «ни один еврей не останется жить в Англии, если не будет служить королю, и что с момента рождения каждый еврей, будь то мужчина или женщина, будет служить Нам (монарху) каким бы то ни было образом».

На этом фоне евреев все больше воспринимали как нечто противопоставленное остальным, а следовательно, их стали считать врагами христиан. В них также видели представителей непопулярных властителей, благодаря чему ненависть к ним только возрастала.

Богослов Уильям де Монтибус, работавший в английском городке Линкольн, называл евреев «губками короля». Смакуя свою ненависть, он добавлял: «Они, словно кровопийцы, присасываются к христианским кошелькам; руками этих грабителей монархи лишают бедняков их имущества».

Опубликованная в 1215 году великая хартия вольностей2 впервые перечислила то, чем ограничивается власть короля, и потому она считается одним из ранних примеров западных демократических ценностей. Но фактически в этом документе подробно говорится о евреях, при этом только 2 из 62 его статей посвящены перечислению обстоятельств, при которых христиане могут не выплачивать евреям свои долги.

Сами же евреи — как движимое имущество короля — могли облагаться любыми налогами, какими только вздумается монарху. В 1239 году король Генрих III потребовал себе треть всей собственности, принадлежавшей евреям Англии. А те, кто не смог столько заплатить, были заключены в тюрьму, в лондонский Тауэр, а их собственность была полностью конфискована в пользу монаршей казны.

Позже королевские указы требовали от евреев Англии уплаты еще больших налогов.

Историк Норман Рот отмечает, что «эти чрезмерные налоги окончательно разрушили экономическую основу еврейской общины а, следовательно, и неподъемно снизили ее ценность для Британской короны. И пусть, возможно, непреднамеренно, но фундамент для трагического финала уже был подготовлен».3

Вскоре еврейская община Англии испытала на себе еще больший уровень ненависти, чем прежде.

Первые кровавые наветы

Кровавые наветы — клеветнические заявления о том, что евреи убивают христиан, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях, веками мучали еврейские общины. Даже в наши дни многие, впитав с молоком матери эти дикие предрассудки, продолжают обвинять евреев (и теперь еще еврейское государство) в кровожадности по отношению к христианам.

Казалось бы, мы живем в 21 веке, в эпоху прогресса и толерантности. Но…

В 2014 году Антидиффамационная лига4 потребовала, чтобы администрация Facebook удалила публичные страницы сообществ, обвиняющих евреев в убийстве представителей других национальностей в религиозных целях, поскольку они множились буквально день ото дня.

В 2020 году Комитет за точность освещения в Америке событий на Ближнем Востоке (CAMERA)5 обратил внимание на то, что популярный итальянский художник современности Джованни Гаспаро, работы которого демонстрируются во многих церквях и базиликах, разместил в социальных сетях карикатуру, на которой евреи приготовились убить христианского ребенка.

Фрагмент картины, изображающей кровавый навет в церкви Святого Павла в Сандомире, Польша.

Подобного рода наветы, увы, носят постоянный характер и продолжают отравлять имидж евреев во всем мире.

Сама по себе идея кровавого навета зародилась, как мы уже упоминали, в Англии, где евреев впервые огульно обвинили в убийстве христианских детей в ритуальных целях.

Первый подобный случай произошел еще в 1144 году в английском городке Норвич. Мальчик по имени Уильям сбежал из дома и через несколько дней был найден на поляне в лесу без сознания, со следами насилия на теле. Записи того времени показывают, что, хотя Уильям и не выглядел мертвым, его семья все же похоронила его на том же самом месте, а позже обвинила местных евреев в убийстве ребенка.

Далее. Находившийся по соседству монастырь Льюис объявил, что скончавшийся Уильям возведен в сан мученика, а священники Нориджского собора потребовали его тело для своей церкви. Погибший мальчик был признан святым, и некоторые даже начали получать прибыль от его смерти и канонизации. Например, брат и дядя мальчика получили хорошо оплачиваемые должности при монастыре.

Один местный житель, который, как говорили, сам был новообращенным из иудаизма в христианство, чтобы обратить на себя внимание, рассказал церковным служителям, будто бы да, именно евреи убили Уильяма в качестве жертвы в честь праздника Песах. Хотя евреи категорически не используют в пищу кровь, даже животных.

И все же глава местной полиции – за отсутствием каких-либо реальных доказательств — отказался возбуждать уголовное дело по обвинению в убийстве «святого Уильяма». Так что, несмотря на дикие обвинения в свой адрес, евреи Нориджа пока еще оставались в относительной безопасности.

К сожалению, общине английского городка Линкольн повезло куда меньше. В 1255 году в одном из колодцев там было обнаружено тело девятилетнего мальчика по имени Хью. Друзья погибшего рассказали местным священникам, будто Хью был похищен неким евреем, который держал его в плену в течение месяца, пытая и в конечном итоге убив. Дети утверждали, будто бы, когда еврей попытался похоронить тело Хью, скрывая следы своего преступления, земля отказалась принять его труп, тогда злодей бросил ребенка в колодец.

Полиция Линкольна отнеслась к этим обвинениям серьезно и инициировала аресты около сотни местных евреев. Восемнадцать из них были казнены. Как и Уильям, Хью был канонизирован, и вокруг «маленького святого Хью Линкольнского» вырос настоящий культ. Вскоре ему уже приписывали чудеса, а затем начали слагать песни и стихи, которые рассказывали «историю» его убийства…

На этой легенде основана одна из глав «Кентерберийских рассказов» Джефри Чосера — «Сказка о настоятельнице».

Хотя обычно Чосеру отдают дань уважения как «отцу английской литературы», этот рассказ писателя представляет собой яркое, жестокое и подлое воспевание антиеврейской ненависти, которая на протяжении сотен лет формировала искаженное восприятие евреев у англичан.

«Евреи сговорились изгнать эту невинную душу из мира», — писал Чосер, описывая предполагаемую группу евреев, спланировавших убить христианского ребенка. — И когда ребенок проходил мимо, этот проклятый еврей схватил его и крепко держал, и перерезал ему горло, и бросил в яму…»

Только вдумайтесь! До сих пор стихотворение Чосера, которое увековечило один из самых ранних антиеврейских кровавых наветов на многие столетия, преподается в школах, университетах Англии и даже по всему миру.

Резня в Йорке

Условия жизни евреев в Англии в этот период в целом ухудшились. Оскорбляемые как на религиозной почве, так и за связь с королем, они вызывали ненависть у всех слоев населения, от простых людей до дворян. Крестовые походы также стали для европейских христиан одним из поводов выступить против своих еврейских соседей, нападали на них, в том числе выказывая стремление завоевать Святую Землю.

В 1189 году, после коронации английского короля Ричарда I, по всей стране разом поднялась волна насилия.

Исторические записи тех времен весьма скудны, но, судя по всему, некоторые евреи присутствовали на коронации монарха в Лондоне и поднесли ему подарки, пытаясь завоевать милость нового правителя. Однако евреям все же запретили участвовать в массовых празднествах, и против них собралась целая толпа. Историк Норман Рот пишет, что последовала схватка, в которой «несколько евреев были избиты и затоптаны до смерти».

Вскоре распространился слух, что новый король сам приказал убивать евреев. Воодушевленные этим толпы озлобленных людей совершали нападения на евреев. Так было в Лондоне, Норфолке и Норидже и других некоторых городах. Однако самый жестокий акт насилия был зафиксирован в северном английском городе Йорк, где проживало 150 евреев.

Бенедикт Йоркский был самым известным евреем в городе, и он погиб в ходе беспорядков при коронации Ричарда I. Затем местные жители подожгли его дом и отправились устраивать погромы. Подстрекателями беспорядков выступили три лорда, значительно задолжавших евреям, которые решили таким образом избавиться от долгов. Ведь кому же возвращать деньги, если всех евреев попросту убьют? Пожалуй, на этом можно еще и нажиться!..

Средневековые еврейские ростовщики

Поскольку евреи, как мы помним, официально были «движимым имуществом» монарха, вся еврейская община Йорка — мужчины, женщины и дети — в поисках защиты поспешила в королевский замок. В это время окружившая стены замка толпа безумствовала, требуя крови.

По мере того, как угрозы расправой звучали все громче, евреи оказались перед отчаянным выбором: они могли сдаться толпе и быть убитыми, могли быть принудительно обращены в христианство, а также, оставшись в замке, могли принять смерть от рук друг друга, как герои Масады.6 И последнее для евреев Йорка оказалось самым предпочтительным выходом.

Каждый год в день великого траура — пост 9-го Ава, евреи всего мира — среди многих других жертв — вспоминают евреев Йорка и произносят особую молитву, написанную средневековым ученым Менахемом бен Якобом. В ней оплакивается та ненависть, которая преследовала евреев Йорка и привела к их ужасной гибели.

Принужденные носить специальные нашивки и значки

Англия стала первой католической страной, которая заставила евреев носить отличительные знаки на своей одежде.

Архиепископ Кентерберийский Стефан Лэнгтон был представителем Четвертого Латеранского Собора 1215 года, массового собрания католических лидеров. Тогда на совете был принят ряд антиеврейских мер, в том числе, было внесено предложение идентифицировать евреев по специфическим нашивкам на их одежде, чтобы никто никогда не мог случайно перепутать еврея с добропорядочным христианином. Именно на этом собрании фактически было санкционировано возникновение инквизиции.

Изначально ни одна из стран, представители которых участвовали в Соборе, не хотела воплощать идею о специфических нашивках для евреев. Однако архиепископ Кентерберийский Лэнгтон взялся самолично убедить своих собратьев-священников в Англии выполнить этот и многие другие антиеврейские указы.

В 1222 году он созвал Синод около Оксфорда, на котором английские католические лидеры приняли ряд законов. С той поры евреям строго предписывалось носить опознавательные знаки. Кроме того, в силу вступил запрет на смешанные иудео-христианские браки, а также запрет для евреев иметь рабов и строить новые синагоги.

Первая страна, изгнавшая евреев

Тем временем уровень антисемитизма в Англии продолжал нарастать.

В 1275 году король Эдуард I издал закон, запрещающий местным евреям заниматься ростовщичеством. С одной стороны, вроде бы благодаря этому они получили некоторые новые свободы: впервые им было разрешено заниматься ремеслом и торговлей, однако, с другой стороны, во многих других отношениях их свободы была ограничены еще больше. Теперь все евреи должны были, выходя на улицу, носить специальные значки, к тому же платить особый налог еще и церкви.

Отныне евреи могли оставаться жить только в тех английских городах, которые находились под непосредственным королевским контролем. В 1278 году все еврейское население Англии было арестовано за то, что якобы «срезало» кусочки металла у монет, чтобы его переплавить. Многие арестованные были повешены. Ну а стоило только евреям перестать служить монарху в качестве ростовщиков, как королевская защита, на которую они когда-то полагались, разумеется, заметно ослабла.

Изгнание евреев в Европу с 1100 по 1600 гг.

Больше всего евреев ненавидели не из-за каких-либо реальных или воображаемых преступлений, а просто за то, что они были евреями. Норман Рот отмечает, что «религиозные факторы сыграли важную роль в растущей атмосфере враждебности. Обвинения в ритуальных убийствах продолжались, и один богатый еврей из Нортгемптона даже был сожжен по обвинению в богохульстве. В результате евреям было вынесено предупреждение, чтобы они не “оскорбляли” христианство».

В 1279 году король Эдуард вернулся после продолжительного визита в материковую Европу и столкнулся с дилеммой: что делать со «своими» евреями. 9 Ава 5051 еврейского года (1290 год по григорианскому календарю) был издан королевский указ: все евреи в короткие сроки должны были покинуть Англию. Им дали всего лишь несколько месяцев, до 1 ноября. При этом им не разрешалось продавать свое имущество, и потому все, что осталось после их изгнания, стало собственностью короны.

Это был первый случай, когда европейская страна изгнала всех своих евреев. И этот тогда еще уникальный для Европы запрет действовал на протяжении нескольких сотен лет. До 1656 года ни одному еврею не разрешалось селиться в Англии, пока известный государственный деятель Оливер Кромвель не отменил указ Эдуарда I.

Антисемитизм сегодня

Сегодня еврейская жизнь в Англии, казалось бы, процветает, но, если быть реалистами, то надо признать, что это происходит на фоне растущего антисемитского насилия.

Community Security Trust7 ежегодно регистрирует в Великобритании сотни антисемитских действий, в том числе оскорбительное поведение, материальный ущерб и нападения с применением насилия.

Опрос 2018 года показал, что наибольшую обеспокоенность по поводу антисемитизма в Европе вызывает именно Великобритания, где 84 процента опрошенных евреев считают, что направленная против них ненависть является настоящей проблемой. Около 40 процентов указали, что, опасаясь за свою безопасность, даже задумывались об эмиграции.

В последние годы, надо признать, англиканская церковь предприняла некоторые шаги, чтобы компенсировать последствия антисемитизма, когда-то разожженного в стране христианскими деятелями. В 2019 году даже был опубликован официальный документ, в котором признается, что христианский антисемитизм помог заложить основы Холокоста.

Ранее в том же году нынешний архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби изложил в Твиттере свою позицию относительно растущего уровня ненависти к евреям в Англии, написав: «Нет оправдания ужасающего антисемитизма, который мы наблюдаем в Великобритании».

Церкви Англии предстоит сделать еще очень многое. Если она действительно хочет и готова серьезно отнестись к борьбе с антисемитизмом, необходимо прекратить какие-либо нападки на еврейское государство и разорвать любое сотрудничество с теми, кто распространяет клевету в адрес Израиля и сионистов.

При этом надо заметить, что в недавнем отчете Совета англиканской церкви по вопросам социальной ответственности по-прежнему нашлось место для резкой критики Израиля, пропитанной антисемитскими оскорблениями, которые активно использовались и в прошлом.

В церковных документах конфликт Израиля с Палестиной представляется как «подрыв» израильской «этики» с еврейской стороны. И это неудивительно: ведь время от времени активисты англиканской церкви вступали в союз с экстремистски настроенными антиизраильскими активистами с Ближнего Востока. Это создало и поддерживает в англиканской Церкви стойкое ощущение, что Израиль является виновной стороной и вообще каким-то невероятным образом олицетворяет на мировой арене самую суть зла.

Конечно, желание Церкви Англии исправить то чудовищное, что когда-то было инициировано и долгое время поддерживалось ее предшественниками, достойно похвалы. Один епископ даже предложил провести для этого символичное богослужение. Но есть еще один весьма действенный, с моей точки зрения, способ исправить положение – это начать более беспристрастно относиться к еврейскому государству. Тогда, возможно, англиканская церковь и ее многочисленные представители действительно смогут умерить ненависть к евреям, которую по сей день продолжает поддерживать христианский мир.

Сноски

  1. Community Security Trust — организация, занимающаяся проблемой антисемитизма в Великобритании.
  2. Magna Carta (лат.) — политико-правовой документ, составленный в июне 1215 года на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному и защищавший ряд юридических прав и привилегий свободного населения средневековой Англии.
  3. Цит. в издании «Средневековая еврейская цивилизация: энциклопедия» под редакцией Нормана Рота (Routledge: 2003).
  4. Американская еврейская неправительственная правозащитная общественно-политическая организация, которая противостоит антисемитизму и другим формам нетерпимости по отношению к евреям.
  5. Американская некоммерческая произраильская организация, осуществляющая наблюдение за прессой.
  6. Масада — древняя крепость у юго-западного побережья Мёртвого моря, в Израиле. В середине 1 в. новой эры управлявшие в тот период Израилем римляне осадили Масаду, однако евреям удавалось удерживать оборону в течение целых 3 лет. А когда в конце концов римлянам удалось пробить внешнюю стену крепости, ее защитники приняли непростое решение покончить жизнь самоубийством, чтобы не стать рабами идолопоклонников и не осквернить имя Всевышнего.
  7. Британская благотворительная организация, которая существует для обеспечения безопасности и защиты еврейской общины в Великобритании.

Источник