Три совета от древней еврейской мудрости
Нравится вам или нет, надо признать, что жизнь полна неприятностей и желчных, раздражительных людей. Мишна в трактате Пиркей Авот проливает свет на то, как нам вооружиться против тех, от кого мы уже пострадали или можем пострадать.
Нитай из Арбеля говорит: «Сторонись плохого соседа, не води дружбу с грешником и не будь самоуверен, [надеясь] избежать наказания» (Пиркей Авот, 1:7).
Мишна предлагает нам три способа общения с неприятными людьми.
Первый, самый верный способ, — всячески избегать дурных связей: «Сторонись плохого соседа».
Некоторые люди, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, могут быть источником дурных вестей, лживых и ядовитых. Лучший совет — держитесь от них подальше. Я часто говорю своим детям: «Ничего хорошего из этого не выйдет». Если вы заметили на дороге «виляющего, как рыбий хвост», водителя, даже не пытайтесь проучить его, не «моргайте» ему фарами и не прижимайте его к обочине. Пусть он едет так, как хочет, а вы, со своей стороны, должны соблюдать по отношению к его автомобилю хорошую дистанцию, чтобы вам обоим не пострадать от его безрассудства. Не связывайтесь с такими людьми, потому что «ничего хорошего из этого не выйдет».
Каждое утро мы произносим важную молитву:
«Да будет угодно воле Твоей, Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы Ты уберёг меня сегодня и каждый день от нахальных и бессовестных людей, от злого человека и недостойного общества; от дурного соседа, от неправедного суда и бессмысленной тяжбы…»
Когда наступает час суда, мало добра исходит от подобных связей. Часто, во время судебных тяжб, разбирательств и тому подобных интриг, лучшее, что мы можем сделать, — свести всё к нулю, и тогда мы хотя бы минимизируем отрицательный побочный эффект. В таких случаях чаша весов не опустится в вашу пользу. И вот чему хочет научить нас молитва и первая часть мишны: раз и навсегда следует сделать всё возможное, чтобы исключить любые тяжбы с недостойными людьми: их не должно быть в нашей жизни, и об этом нужно даже молиться.
К сожалению, нам, время от времени, все-таки приходится сталкиваться с нехорошими и раздражительными людьми. Они могут быть везде: в семье, на работе, даже соседями за стенкой.
И вот тогда нам приходит на помощь второй способ, указанный мишной: «Не води дружбу с грешником».
Мишна учит: если нам не избежать общения со скверными и злыми людьми, то мы должны сделать наши контакты с ними минимальными. Будьте холодно вежливы, спокойно ведите дела с ними, не разжигайте вражду, но и не будьте чересчур общительны до тех пор, пока вас не вынудят к этому обстоятельства. Как говорит мишна, не спешите завязывать с ними дружбу и не имейте ничего общего с указанной публикой. Возможно, вам придётся быть с нежелательными людьми (на работе, во время учёбы) бок о бок, но даже и в этом случае держите себя с ними на расстоянии и не проявляйте по отношению к ним никаких теплых чувств.
И, наконец, у нас есть третий способ: «Не будь самоуверен, [надеясь] избежать наказания».
Мишна обращается к таким случаям, когда невозможно отстраниться от злых людей; изо всех сил отдаляйтесь от них, взывайте к Небу, «рвите в клочья небеса», чтобы избежать дурного влияния на вас.
Мы становимся жертвами чужого негативного поведения, скверных решений, злых умыслов и прочей мерзости. Мы рискуем пострадать финансово, эмоционально и материально от недостойных манипуляций гадких людишек. Неважно, каким способом мы бы хотели отстраниться от них: первым или вторым; в любом случае, нам грустно признавать, что нашу собственную жизнь то и дело отравляют миазмы городской свалки.
Что же нам делать? Вечно сетовать и испытывать неприязнь? Еврейская традиция учит, что существует Б-г, Которому дано последнее слово, и Он выносит Окончательный приговор и решает вопрос о Награде и Наказании, и нам не нужно терять надежду на Его справедливость. Всё возвращается на круги своя, и история отвечает бумерангом; принцип «мера за меру» лежит в основе Творения, и праведность, в конечном счёте, восторжествует в борьбе добра и зла.
Мы видим, что на национальном уровне наши враги исчезли с лица земли, сохранив свой след только в истории, а еврейский народ крепнет и процветает. То же самое произойдет и уже происходит на индивидуальном уровне: хорошие люди взойдут на высоты, поднимутся к вершинам духа, а плохие люди ниспровергнут и уничтожат сами себя.
Если мы несправедливо страдаем, это не останется незамеченным. Может быть, не в этом году, может, не в следующем, даже не через 10 лет, но истина прорастет, и правда восторжествует, если не в этой жизни, то в грядущей. Если это вас утешит, скажу: мы часто оказываемся в ситуации, когда с нами обходятся несправедливо, и по этой причине мы начинаем ненавидеть наших обидчиков, но впоследствии, спустя годы, к нам приходит понимание: этот случай был нам на благо.
Жизнь — не совершенна, и нам не избежать нежелательных встреч и сомнительных отношений с дурными людьми. Сторонитесь их, как можно меньше общайтесь с ними, но, если все ваши попытки окажутся тщетными, помните: есть Б-г, который не забудет причинённого вам зла. Пусть это обетование будет для вас утешением.