Вопрос:
Я выросла в эпоху феминизма, и меня настораживают её последствия. Я разочаровалась в этой концепции, увидев ее негативные результаты: заметно растёт эксплуатация женщин, как об этом сообщают СМИ; разрушаются семьи. Что говорит иудаизм о компромиссе между верой и феминизмом?
Ответ:
Ципора Хеллер, известный преподаватель в Иерусалиме, пишет:
«Феминистское движение взросло на почве незаслуженного ущемления прав женщин. Мужчины всегда занимали (занимают и по сей день) передовые позиции в политике, финансах, судебных сферах, в любой форме личной и общественной деятельности. Таким образом, основная цель женского феминистского движения требует равной доли участия женщин во всех областях деятельности, при равноценной заработной плате и равноправном распределении ролей при трудоустройстве».
Власть по своей сути — это возможность производить социальные изменения. Если женщина хорошо стоит на ногах, обладает финансовым влиянием и занимает высокие политические или деловые позиции, принято думать, что она может осуществлять реформы, влияющие как на её жизнь, так и на жизнь других людей.
Но феминистское движение не осознало другую, более тонкую форму власти, внутреннюю: способность женщин влиять на культуру, этику и ценности людей. В то время как внешняя власть предусматривает высокие корпоративные посты, внутренняя власть определяет, станет ли выбранное руководство достойным управления, проявит ли оно честность или займется коррупцией.
Парадокс
Стремление женщин к внешней форме управления пробило брешь и в нравственном воспитании западного общества, там, где прежде господствовали мужчины. Жестокие преступления, похищения детей, насилие над ними и драматический рост насилия над женщинами — все это признаки ушедшего в небытие общества, где люди не знали различий между добром и злом, не имели представления о честности, справедливости, сострадании и самоконтроле.
Однако и сегодня существующее внутреннее, нравственное уродство отравляет качество жизни с такой же силой и скоростью, с какой политика и технологический прогресс улучшают его.
Парадокс в том, что судьбу женщины невозможно улучшить политическим или финансовым ростом, в то время как общественные критерии, такие, как мораль и сострадание, попираются самими же женщинами. А в этой области традиционно именно женщины являются стражами и блюстителями скромности и чести.
Парадокс в том, что судьбу женщины невозможно улучшить политическим или финансовым ростом, в то время как общественные критерии, такие, как мораль и сострадание, попираются самими же женщинами.
Типичный мужской взгляд на социальные проблемы видит во внешних факторах, например, низком доходе отдельных семей, их социальной ущербности, первопричины многих преступлений, в таких обстоятельствах растет необходимость в том, чтобы уберечь часть общества, находящуюся в зоне риска, от злоупотребления психотропными веществами и т. п.
Если верна статистика, то религиозный район Иерусалима Меа Шеарим имеет самый высокий показатель бедности в Израиле: в каждой семье не менее семи — десяти детей; зачастую вся многодетная семья проживает в трёхкомнатной квартире. Согласно формальной логике, этот район должен быть очагом жестоких правонарушений. Однако на самом деле в Меа Шеарим практически нет насильственных преступлений и мало кто злоупотребляет психотропными веществами, несмотря на почти полное отсутствие полицейских на улицах района.
Общество, признающее только материальные ценности, такие, которые можно подсчитать, пощупать и измерить (доходы, титулы, звания и т. д.), не в состоянии понять ценностей духа и неизбежно станет искажать непостижимые для него вещи: милосердие, мужество и самоотверженность. Однако, в конечном итоге, именно эти нравственные ценности станут ключевым фактором в формировании самосознания и поведения каждого гражданина.
Ибо, как правило, люди, оказавшие значительное влияние на то, кем вы стали сегодня,— это не президент Соединённых Штатов Америки, не генеральный директор Национального Банка, а ваши родители, учителя и обычные люди, которые оказали воздействие на формирование вашего внутреннего мира, на развитие души и сердца. Люди, обладающие редкой душевностью и внутренней силой, не всегда носят титулы и обладают высокими окладами, но чаще всего именно они оставляют глубокий след в нашей жизни. Гораздо больший, чем те, чьи портреты украшают сводки вечерних и ночных новостей.
Настоящая природа женщины
Женщины, по своей природе, склонны к проявлению внутренней силы: благодаря преобладающему воздействию интуиции, они проникают в самую глубину сердца и ума другого человека. Способность ухватывать сущность проблемы на подсознательном уровне позволяет матерям глубже понимать своих детей, нежели отцам; исторически сложилось так, что именно женщины становились первопроходцами в зарождении детских домов, психиатрических лечебниц и заведений для лиц с ограниченными возможностями. Пожалуй, нельзя не согласиться с гордым утверждением феминисток о том, что, если бы женщины правили миром, то многих войн можно было бы избежать. Способность женщин рассматривать события с точки зрения их человеческой ценности, а не политических последствий исходит из проницательности т.н. слабого пола.
В Торе мы находим немало историй о великих женщинах, чье проявление внутренней силы оказывало решающее влияние на ход еврейской истории.
Сара осознавала, что Ишмаэль отрицательно влияет на Ицхака в нравственном смысле. Она настаивала на том, чтобы его выгнали из дома, но Авраам не мог перебороть себя и сделать так, как желала Сара, пока Б-г не вмешался в это: «Во всём, что говорит тебе Сара, слушай голоса её». В комментариях на эти стихи говорится, что Саре дана была большая сила пророчества, чем Аврааму, потому что она сумела предвидеть в будущем проявление порочности Ишмаэля, которая могла поставить под удар судьбу будущего поколения еврейского народа, подвергая его ещё на стадии становления влиянию жестокости и насилия.
Мудрецы Талмуда приписывали искупление из египетского рабства заслугам «праведных женщин», которые, в противовес суждениям мужей, не хотели прекращать деторождение, несмотря на жесточайший указ фараона об умерщвлении еврейских младенцев мужского пола. Во всех подобных, тонких и щепетильных ситуациях женская интуиция предчувствовать события, людей или предугадывать ситуацию в корне меняла ход еврейской истории.
В заключение скажем, что проблема не в том, должны ли женщины или не должны стремиться к власти. Главное в том, в какой из форм власти женщина способна концентрировать свои усилия с максимальной самоотдачей и пользой как для своего личного развития, так и для блага общества в целом.