Сказано в нашей недельной главе: «И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и радуйтесь пред Богом».1
«И возьмите себе»: из этого мы учим, что для того, чтобы исполнить заповедь, нужно собрать все четыре вида растений в своих руках.2 Но почему Тора настаивает именно на том, чтобы взять их в руки?
По словам наших мудрецов,3 эти четыре растения представляют собой разные части человеческого тела. «Плод дерева великолепного», этрог, олицетворяет сердце, пальмовая ветвь, лулав, представляет позвоночник, у веточек мирта, хадас, маленькие листья, похожие по форме на глаза, а ива, арава, напоминает губы.
Говоря нам «возьмите себе», Тора передает очень важное послание: эти четыре основные части тела должны быть взяты в руки, то есть находиться под контролем человека.
Иногда наше сердце жаждет опасных вещей. Благодаря упоминанию этрога среди растений, которые нужно взять в руки, человек учится контролировать желания своего сердца. Во все времена мозг должен главенствовать над порывами и страстями.4
Кроме того, к каждому из четырех видов растений есть особые требования, которые необходимо соблюдать для того, чтобы они могли использоваться для лулава (так, помимо пальмы, называется и сам “букет” из четырех видов). И в случае этрога это целостность плода и наличие у него черенка, что олицетворяет целостность сердца, к которой мы должны стремиться. Нам нужно преодолеть все те порывы, которые порой разрывают изнутри наше сердце на части.
Пальмовой ветви для того, чтобы соответствовать вышеупомянутым требованиям, нужно быть твердой и вертикальной. Ветвь с торчащими листьями, кривая или изгибающаяся из стороны в сторону не подойдет. Позвоночник обеспечивает основную поддержку всего нашего тела, а спинной мозг контролирует его. Слабый позвоночник, не дай Бог, может стать причиной паралича или сграбливания человека.
Причина, по которой Тора говорит нам взять пальму в руку, заключается в том, что настоящий еврей должен быть тверд в своих убеждениях, идти прямо и гордиться тем фактом, что он является частью еврейского народа. Он никогда не должен сгибаться под тяжестью обстоятельств и идти на компромисс в том, что касается его еврейства.
Листья мирта, напоминающие глаза, подойдут для лулава только в том случае, если будут произрастать прямо из веточки. Это учит нас тому, что еврею всегда следует направлять свой взгляд в Небеса с оптимизмом и ни в коем случае не смотреть свысока на других людей.
Взять в руки ветвь мирта мы должны потому, что нам необходимо научиться контролировать свои глаза, а также радоваться тому, что у нас есть, и не смотреть с завистью на удачу других людей.5
Ну а листья ивы для возможности стать частью лулава должны быть гладкими и не иметь острых зубчатых краев. Одно из важнейших качеств, которые нужно в себе развивать — это умение тщательно обдумывать свои слова и вовремя промолчать.
Заповедь о том, чтобы среди четырех видов растений взять в руки иву подчеркивает важность контроля человека над его устами. В частности, следует быть предельно осторожными, чтобы не делать окружающим резких замечаний; скорее, следует произносить как можно больше слов Торы и с добром отзываться о своих собратьях.
Так пусть же мы удостоимся того, чтобы научиться управлять собой на том уровне, которого требует от нас Творец!
Сноски
- Ваикра, 23:40.
- См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 651.
- Мидраш Раба, 30:14.
- Зоар, Ваикра, 224а.
- Об этом говорится в Пиркей Авот, 4:1: «Кто богат? Тот, кто доволен своей долей».