Благословения в иудаизме. Что это и зачем?
«Благословения» есть краткие изречения, которые выражают нашу благодарность Всевышнему за что-то. Почему назвать это не «благословением», а, к примеру, «благодарностью»? И почему незнакомые нам люди, все начинают с утверждения «Будь (те) благословен(ны)»? Разве мы не благословляемся Б-гом?
Что значит слово «благословение»?
Давайте попробуем разобраться. Во-первых, что значит слово «благословение»? На иврите корень этого слова «ברך» наши мудрецы объясняют таким понятием, как «увеличить» или «даровать Б-жественное изобилие». Когда я «благословляю» тебя, посылаю тебе браху, это означает, что я прошу Б-га даровать тебе крепкое здоровье, увеличить богатство, одарить счастьем или чем-либо ещё, чтобы осветить твой жизненный путь, по сути, послать тебе частичку Божественного дарования в твою жизнь. Тогда что же может означать, когда я «благословляю» Творца за яблоко, которое собираюсь съесть?
Целью любого благословения является моё осознание
Чтобы понять скрытый смысл этого действа, нужно осознать цель благословений. Это больше, чем выразить благодарность.
Когда я держу в руке яблоко и говорю «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, сотворивший плод дерева», эта фраза гораздо величественнее, чем если бы просто произнести «благодарю Тебя за то, что Ты сотворил это яблоко». Скрытый смысл таков: «Твоё присутствие в этом мире стало более ощутимо, и увеличивается с каждым плодом дерева, Тобою сотворённым, посланным мне в наслаждение».
Неважно, какое благословение я произнесла: еда, от которой я получаю удовольствие; услышанные мной грохочущие раскаты грома; мицва, которую мне предстоит выполнить, — всё это проявление Б-жественного присутствия в мире через моё осознание и признание Его власти и роли в сотворении и управлении мирозданием.
Вот мы и подошли к одной из фундаментальных тем в иудаизме: передача вечного Б-жественного присутствия в мире земным, смертным людям и раскрытие Его духовного начала через материальную оболочку. Благодаря моему земному опыту я могу «прочувствовать» Б-га. И когда я признаю это и провозглашаю в своей жизни с помощью брахи, я делаю Его присутствие в существующем мире более ощутимым. Попросту говоря, я вижу Б-га в этом яблоке.
Три основных вида благословений в иудаизме
Благословение наслаждения
Это такие благословения, которые мы говорим над тем, что приносит удовольствие нашим органам чувств. Наиболее распространённые из них — благословения на еду. Мы произносим благословения как перед едой, так и после неё. Существуют различные типы благословений на те или иные виды пищи: на хлеб («…давший земле способность родить хлеб»); на зерновые продукты, которые не используются в качестве хлеба («…сотворивший разнообразие продуктов для насыщения»); на вино («…сотворивший плод виноградной лозы»); на плоды деревьев («…сотворивший плодовые деревья»); на овощи («…сотворивший плоды земли»); на прочие виды пищи («…по Твоему слову возникло всё существующее»). Если вам это кажется сложным, то вот, что я вам скажу: бананы и ананасы являются самыми настоящими галахическими «овощами», так как они многолетние растения; одна и та же пища может подпадать под разную категорию благословений, в зависимости от того, как она была приготовлена или съедена (например, апельсиновый сок). Даже не стоит подробно объяснять, что к чему: что определяет зерновой продукт, как хлеб, и почему мы произносим браху на вино как на «плод виноградной лозы», а на виноград как на «плод дерева»! Дело в том, что для «правильного» благословения, вы должны иметь базовое представление о том, как эта еда появилась в вашей тарелке. А благословение, или браха, даёт возможность задуматься над этим непростым процессом. Яблоко появилось на столе, будучи сорванным с дерева, которое росло в земле, благодаря солнечному свету, воде и питательным веществам, получаемым из почвы, ибо именно Б-г, наш Творец, повелел, чтобы это было именно так.
«Завершение благословений» делится на три категории: длинная — биркат а-Мазон («Благословение на пропитание»/ «Благословение после еды») — если во время трапезы присутствовал хлеб или прочая еда, включающая хлеб, короткая — мэйн шалош — если на стол накрыли зерновые (но не хлеб!) или плоды, которые входят в состав Шиват а-миним Семи Видов израильских плодов: пшеница, ячмень, виноград, финики, инжир, гранат и оливки. Эти семь видов плодов земли в Торе выделены по-особенному (Дварим 8:8).
Завершающей частью благословений можно выделить боре нефашот. Это благословение кратко, на мой взгляд, но содержит в себе много красивых и значимых вещей. Звучит оно так: «Благословен Ты, Г-сподь наш, Владыка Вселенной, сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются, — за всё, что создал Ты для поддержания жизни во всём живущем. Благословен Дающий жизнь мирам».
«… в чём они нуждаются…». По-другому, это факт недостатка или отсутствия чего-либо. Почему мы должны благодарить Б-га за то, что Он сотворил недостаточность в чем-либо? Потому что сама причина, по которой мы благодарим Его — это голод. Голод побуждает нас благословлять Всевышнего за то, что Он послал нам данную пищу. Если бы мы никогда не испытывали чувство голода, то еда не являлась бы для нас наслаждением. Вынесете эту идею за пределы физической жизни, уверяю, вам будет, о чём подумать.
Благословения на наслаждения всегда произносятся тогда, когда вы ощущаете что-то приятное и получаете от него удовольствие. Иногда они бывают весьма специфичными: начиная от приятных запахов деревьев и цветов, фруктов и иных плодов и завершая весьма характерным ароматом — бальзамом эфирных масел. Это возможность на мгновение задуматься о Творце, как Подателе великих благ, и позволить Ему заполнить пустоту нашего мира Своей божественностью.
Давайте рассмотрим ещё одно благословение из данной категории — шехехеяну. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени». Это благословение мы совершаем тогда, когда переживаем какой-то новый опыт (например, по случаю покупки новой одежды) или когда событие происходит довольно редко, так что мы будто впервые им наслаждаемся (например, по случаю праздника или при вкушении первых плодов нового сезона).
Благословения на заповеди
Евреи почитают Тору за величайший дар для всех людей, а совершение мицвы — это передача Б-жественной энергии в земной мир. Посредством этого благословения мы заявляем миру о Б-жественном присутствии в нём Творца.
Благословения на другие случаи
Их обычно называют «благословения видения» или «благословения слышания», но я бы назвала их «благословения благоговения». Эти нами совершаемые благословения (когда мы что-то видим или слышим) напоминают человеку о присутствии Вс-сильного Творца в этом мире. К примеру, когда мы слышим раскаты грома, мы должны сказать: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира,— Твоей силой и мощью полон мир!» Когда видим молнию или ощущаем землетрясение, когда нас переполняет величественная красота горы или реки, мы произносим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, воссоздающий мироздание!» Увидев впервые за тридцать дней Средиземное море, мы говорим: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, сотворивший Великое море».
Существует особое благословение при виде радуги, которое отправляет нас ко временам Ноаха: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, помнящий Свой завет, верный ему и выполняющий Свои обещания!» А обещания и завет таковы: «Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком завета между Мною и между землёй. И будет: когда наводить буду облако на землю, покажется радуга в облаке; и вспомню Я Мой завет, который между Мною и между вами, и между всяким живым существом от всякой плоти, и не станут вновь воды потопом, чтобы погубить всякую плоть» (Берешит 9:13-15).
Есть ещё одно особое благословение, которое мы произносим на цветущие фруктовые деревья во время месяца Нисан: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, чей мир целостен; Ты создал совершенные существа и прекрасные деревья, несущие наслаждение сынам Адама».
Обратим внимание на благословение — биркат а-Гомель, — такой вид благословения мы читаем тогда, когда благодарим Вс-вышнего за избавление от опасности, например, за исцеление от тяжёлой болезни или за успешное разрешение родов. Это благословение следует произносить в присутствии десяти людей, потому что не должно держать в тайне чудеса Божественного исцеления, но есть обязанность распространить эту весть настолько широко, насколько мы сможем это сделать. (Понятие пирсумей ниса — на арамейском «обнародование чуда» — довольно тесно связано с праздником Хануки. Как правило, мы выставляем ханукиёт у окна, которое хорошо видно со стороны улицы). Человек, которому угрожала потеря жизни, но он спасся, должен произнести: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром». Те, кто присутствовал во время произнесения этого благословения, должны произнести «Амен! Пусть Тот, Кто сотворил для тебя добро, всегда дарует тебе добро».
Существуют благословения на дарование видения мудреца, царя; на то, чтобы иметь мудрость увидеть 600 тысяч евреев, собравшихся в одном месте (это связано с числом израильтян, очевидцев дарования Торы на горе Синай); на видение места, где произошло чудо для еврейского народа (Красное море, стены Иерихона, река Иордан); на предвидение места, где произошло чудо с конкретным человеком или его родителями; на то, чтобы увидеть чрезвычайно красивых людей или творение; и на то, чтобы слышать хорошие новости («…Кто благ и творит добро») или плохие вести («…есть Истинный Судья»).
Есть благословения после посещения туалета или ванной комнаты: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Владыка Вселенной, Который мудро создал человека, сотворив его тело с полостями и отверстиями. Открыто и известно славному Твоему престолу, что если откроется одна из полостей или закроется одно из отверстий, нельзя просуществовать и выстоять перед Тобой ни часа. Благословен Ты, Г-сподь, исцеляющий всё живое и творящий чудеса». Коль скоро кишечная палочка или иной вирус может болезненно напомнить о своём присутствии в нашем организме, насколько важно поддерживать в доме санитарию и гигиену, правильно функционирующую сантехнику и быть благодарным Творцу за то, что он оберегает нас от всех указанных серьёзных недугов.
В итоге, как говорит раввин из американского мюзикла «Скрипач на крыше», благословение есть для всего.
Я бы сказала, что благословение есть на всём, ибо сокрытая от глаза красная нить благословений — есть потаенное желание глубже заглянуть в мир, в котором мы живём, и найти в нём Б-га.