Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Иудаизм и смерть: пять неожиданных мнений

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Как ни крути, дни каждого человека на земле сочтены, однако это не конец. Безусловно, стоит посмотреть на смерть с другой стороны и перестать наконец ее бояться.


Все мы так или иначе сознаем, что наши дни сочтены. А вот что в связи с этим делать, как быть с этим осознанием, пожалуй, величайшая проблема жизни.

Для некоторых понимание своей смертности олицетворяет некую свободу. Известное выражение гласит, что каждый день надо проживать так, словно он последний, ведь время нашей смерти неизвестно.

Для других вопрос смерти — это страх неизвестности, который изматывает и вызывает депрессию. Осознание того, что нас в любом случае однажды ждет смерть, будто убивает надежду на светлое будущее и, как червь, подтачивает счастье жить.

Но мне кажется, что понимание конечности жизни может как раз помочь нам жить лучше. И иудаизм, предоставляя возможность глубокого понимания текста Торы и мистического учения Каббалы, дает нам удивительные ответы на вопрос о том, что нас ждет в конце земного пути.

В этой статье мы обсудим пять идей о смерти, которые на протяжении тысячелетий были неотъемлемой частью еврейской мудрости, и, тем не менее, они могут показаться неожиданными.

1. Смерть — не конец нашего существования

Рассказывая о сотворении мира, Тора говорит, что Адам был создан из праха земного, а также из дыхания Всевышнего. Каждый человек представляет собой сочетание души и тела. Именно душа определяет нас как созданных «по образу и подобию» Бога.

Это та часть нас, которая вечна и переживает наши смертные тела. Она делает нас уникальными и представляет всю нашу сущность. Мудрейший из людей, царь Шломо, в книге Коэлет (Экклезиаст) резюмирует это лучше всего: «И прах возвратится в землю, чем он и был, и дух возвратится к Богу, Который дал ее».1

Мне не раз задавали вопрос: «Верит ли иудаизм в жизнь после смерти?» Ответ однозначный: конечно, да. Фактически можно сказать, что это один из основополагающих принципов нашей веры.

2. В момент смерти мы как бы видим Бога

Когда Моше попросил Бога: «Пожалуйста, открой мне славу Свою»,2 Он ответил: «Ты не можешь увидеть лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых».3

Но, если живые люди не могут видеть Всевышнего, получается, что с наступлением смерти к ним наконец приходит возможность увидеть Бога.

С этим связана причина обычая немедленно закрывать глаза человеку, как только он скончался. Ибо глаза, узревшие величие Небесной славы, больше не должны созерцать суровую реальность этого мира.

Первые слова Всевышнего при создании мира были: «Да будет свет».4 Однако, если обратить внимание, вплоть до четвертого дня творения солнце не было создано. Мудрецы объясняют это так: в данном стихе Торы речь идет о свете, созданном для Грядущего мира.

Много раз мне доводилось оказываться в ситуациях, когда люди покидали этот мир. Почти в каждом случае было ясно, что в свой последний момент умирающий внезапно увидел прекрасное и утешительное видение в окружении света.

Примечательно, что сестра Стива Джобса, Мона Симпсон, в своей речи в память о брате сообщила, что тоже была свидетельницей подобной сцены.

«Последние слова Стива были короткими и повторялись трижды. Прежде, чем отправиться в свой последний путь, он взглянул на сестру Пэтти, потом долго смотрел на своих детей, затем перевел взгляд на Лорен, его спутницу жизни, а после этого стал смотреть через их плечи, куда-то как бы мимо них. И последними словами Стива были: «Oh wow. Oh wow. Oh wow…»

То, что он увидел, очевидно, поразило его своей красотой. Он мог только ответить на это видение трижды повторяющимся возгласом изумления. Еврейская традиция уверяет, что каждый из нас в момент смерти получит такое откровение.

3. Мертвые знают, что происходит вокруг них

Некоторые еврейские источники приоткрывают завесу тайны над тем, что происходит с нами сразу после смерти.

Конечно, многие знания скрыты от нас и овладеть ими можно только изучая Каббалу, что в полном масштабе доступно только тем, кто духовно готов к этим глубоким посланиям. Но, хотя эта информация и предназначена не для публичного раскрытия, а только для передачи из уст в уста от учителя к ученику, обладающему достаточными знаниями и мудростью, некоторые истины настолько важны, что упомянуты в Талмуде.

Одну из них мы находим в Мишне, этот трактат известен как Пиркей Авот (Поучения отцов):

«Сказал рабби Яаков: Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал».5

Аналогия с прихожей в данном случае очень наглядна. Прихожая — это всего лишь путь в основную часть дома. Наша жизнь на Земле — это первая стадия куда более великолепного существования.

Как говорит Мишна: «Один час наслаждения в Грядущем мире лучше всей жизни в этом мире».6

Здесь, на земле, мы ищем счастья. Наши удовольствия преходящи; наша радость ограничена физическим существованием. Как только мы пройдем через пространство своей жизни таким образом, что станем достойны небесной награды, мы начнем иначе понимать самих себя, свое окружение и истинное значение счастья, потому что весь пройденный нами земной путь меркнет на фоне мира, в котором мы оказываемся.

Еврейский закон идет еще дальше. Поскольку наша душа, наше настоящее «я», перемещается из одной части «дома» в другую, мы покидаем этот мир медленно, постепенно расставаясь со своими телами.

Например, тем, кто ухаживает за телами умерших, не разрешается есть в их присутствии. Это считается некой формой «издевательства над мертвыми» — делая то, что они больше не могут делать, мы заставляем их переживать. И мы должны быть осторожны с тем, что говорим в их присутствии, потому что они все еще могут «слышать».

Вот почему никогда не следует оставлять мертвых одних — в первое время после смерти душа человека парит рядом с телом и воспринимает любовь и уважение, проявляемые к нему.

Иудаизм также подчеркивает, что и хвалебные речи требуют особой осторожности не только потому, что неуместные или ложные заявления могут оскорбить друзей или семью, но и потому, что одним из слушателей является никто иной, как покойный, то есть его душа.

4. Умирать — значит помнить, размышлять и принимать окончательный приговор

В Талмуде сказано: «Акавиа бен Маалалель говорит: «Думай о трёх вещах, и они помогут тебе не согрешить. Знай, откуда ты пришёл. куда идёшь и перед кем ты должен будешь держать ответ».7

Еще интересно то, что Талмуд раскрывает некоторые вопросы, которые нам всем зададут на нашем «выпускном экзамене»:

  • Честно ли ты вел свои дела?
  • Уделял ли регулярно время изучению Торы?
  • Обеспечил ли преемственность мира, заводя детей?
  • Ждал ли ты прихода Машиаха?8

Итак, мы не только знаем, что один час удовольствий в грядущем мире лучше, чем все время в этом мире, но также и осведомлены, что от нас требуется, чтобы получить там благословения.

Согласитесь, какой это замечательный и добрый жест со стороны Всевышнего — заранее сообщить нам о вопросах к «выпускному экзамену». И какой прекрасный в этом кроется совет для того, чтобы жить полноценной жизнью, которая обретёт одобрение в Его глазах, а также в глазах людей.

5. Настоящая причина плакать по поводу смерти

Почему же тогда, согласно идеям иудаизма, люди должны оплакивать близких, когда те уходят с этой земли? Зачем плакать, если мы думаем, что отправляемся в лучшее место?

Один из мудрецов Талмуда, рабби Йеуда, объяснил это своим ученикам, находясь на смертном одре:

«Если вы хотите знать, почему я плачу, то только лишь из-за того, что больше не смогу изучать Тору и совершать добрые дела».

Смерть лишает нас способности продолжать служить Богу и распространять добро. Жизнь предоставляет нам все возможности для личностного роста — смерть же прекращает действие нашей способности полностью раскрыть свой потенциал.

Одна известная еврейская история-притча, предлагающая «взглянуть изнутри» на то, что происходит после смерти, метафорически подчеркивает эту мысль.

Некий очень богатый, но чрезвычайно скупой человек скончался и, волнуясь, стоял в очереди, ожидая последнего приговора. Однако, наблюдая за процедурой его оглашения на примере находившихся перед ним в очереди, он постепенно расслаблялся все больше и больше.

Он заметил, что предъявление совершенных добрых дел оказывали огромное влияние на конечный приговор; подарки, розданные в течение жизни, были способны перевесить многие грехи.

И поэтому, когда настал его черед предстать перед небесным судьей, он сказал: «Да, это правда, что я, возможно, не сделал при жизни всего того, что был должен, но это лишь оттого, что я не знал, кто действительно достоин милосердия. А теперь позвольте мне достать свою чековую книжку и выписать весьма крупные суммы для любых достойных заведений, которые вы порекомендуете».

На что судья ответил: «Простите, но мы не принимаем чеки. Мы рассматриваем только квитанции об оказанных услугах».

Это лишь некоторые из глубоких откровений, которые могут помочь нам заменить свой страх перед смертью надеждой порадовать Творца, и это очень важно для примирения с реальностью всего человечества, которое, как известно, вечно жить не может.

Сноски

  1. Коэлет, 12:7.
  2. Шмот, 33:18.
  3. Шмот, 33:20.
  4. Берешит, 1:3.
  5. Пиркей Авот, 4:16.
  6. Там же, 4:17.
  7. Пиркей Авот, 3:1.
  8. Вавилонский Талмуд, Шабат, 31а.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому