Начало Йом Кипура
Еще до захода солнца облачаются в талит и в китель и идут в синагогу.
Молитва начинается с тфила зака («чистая молитва»). Ее произносит каждый молящийся отдельно.
После этого вся община говорит молитву «Коль нидрей». Суть этой молитвы – аннулирование всех клятв и обетов, чтобы, не дай Б-г, не осквернить их.
Молитва «Маарив»
Читают Криат Шма с благословениями. Криат Шма похожа на «Криат Шма с благословениями в любой Шаббат и Йом Тов, только слова «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» говорят во весь голос, а не шепотом, как обычно.
После этого говорят молитву Амида, состоящую из семи благословений — как во все субботы и праздники. Центральное благословение — «Царь святой» — такое же, как в Рош а-Шана.
В конце Амиды говорят Видуй, исповедь в грехах, значительную часть которой составляет перечисление в алфавитном порядке совершенных нами грехов; при упоминании каждого из них мы ударяем себя кулаком в грудь.
После Амиды община читает пиютим (прославления) и слихот. Открывают Арон акодеш и говорят «Авину, малкейну» и 24-й главы Тегилим: «Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля…» После «Полного кадиша», который произносит хазан, мы читаем «Алейну» и «Кадиш ятом».
Во многих общинах к Маариву прибавляют еще «Песнь о единстве» и «Песнь славы», которые напечатаны в большинстве махзоров. А потом мы желаем друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора (гмар хатима това!) и расходимся по домам, стараясь не отвлекаться от настроения этого святого дня.
Шахарит
Утренняя молитва до благословений на Шма похожа на молитву, которую говорят в Йом Тов. К благословениям на Шма мы добавляем особые пиютим. Молитва Амида — та же самая, что мы читали накануне вечером, во время «Маарива», включая перечисление грехов.
Во время повторения Амиды хазаном добавляются различные пиютим и слихот.
После этого читают Тору.
После чтения Торы начинается церемония поминовения душ умерших — «Изкор». Подробно о Йизкоре есть статья на нашем сайте.
Мусаф
Мусаф, как и остальные молитвы Амида в этот день, состоит из семи благословений. Центральная часть его посвящена жертвоприношениям этого дня, которые сегодня у нас нет возможности совершать. И как остальные молитвы дня, Мусаф заканчивается исповедью в грехах.
Повторение хазаном Мусафа построено по тому же принципу, что и в Рош-ашана, — включая «Унтанэ токеф» перед произнесением «Кдуши».
Особенность Мусафа в Йом-Кипур — описание работы первосвященника в этот день в Храме, которое называется «Авода» («Служение»).
После «Аводы» мы снова говорят слихот и опять повторяем перечисление грехов.
Минха
Минха открывается чтением Торы; вызывают трех человек, последний из которых — мафтир.
Амида этой молитвы — та же, что в Маариве и в Шахарит.
Неила
Последняя молитва в Йом Кипур – «Неила». Про нее Вы сможете прочитать на нашем сайте.
Желательно закончить «Неилу» в момент наступления ночи. Один раз трубят в шофар, и все присутствующие желают друг другу: «В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!»