Запрет на совместное употребление молочных и мясных продуктов мы учим из стиха «Не вари козленка (гди) в молоке его матери», который трижды повторяется в Торе.1 Мудрецы объясняют, что троекратное повторение этого стиха учит нас трем аспектам закона: запрещено не только готовить мясо вместе с молоком, но также употреблять его в пищу или извлекать пользу из такого сочетания.2
Хотя в стихе Торы используется ивритское слово гди, которое в этом контексте обычно буквально переводится как «козленок», на самом деле оно фактически означает любое домашнее животное молодого возраста. Кроме того, мудрецы объясняют, что Тора приводит пример именно «ребенка в молоке матери», потому что подобное было среди язычников обычной практикой в древние времена.3
Интересно, что в других случаях, когда Тора хочет конкретно сказать именно о козленке как о юном представителе своего вида, она использует термин גדי עזים — гди изим, «дитя козы». Это подразумевает, что иногда, когда слово гди используется само по себе, без дополнительных уточнений, оно не обязательно означает козленка.4
Но это то, что касается животных. А что мы знаем насчет курицы и других птиц? Почему с точки зрения закона мясо птицы оказалось приравнено к мясу животных?
Что входит в запрет Торы на совместное употребление мяса и молока?
Как уже упоминалось, предостережение «Не вари козленка (гди) в молоке его матери» повторяется в Торе трижды. Согласно одному из объяснений Талмуда, причина такого повторения заключается в том, что запрет включает три типа живых существ:
1) домашних животных;
2) не домашних животных;
3) птиц.5
Таким образом, те, кто следуют этому мнению, считают, что приготовление или употребление в пищу птицы с молочными продуктами включено в запрет Торы.
Однако есть и те раввины, кто не согласен с такой трактовкой. Несомненно, они тоже считают, что существует запрет на употребление птицы с молоком, но приходят к выводу, что это все-таки уже постановление именно мудрецов, а не Торы.6
Почему это запрещено?
Вопреки распространенному заблуждению раввины древности вовсе не боялись, что кусок курицы гипотетически может выглядеть так же, как кусок мяса, и что люди, которые будут наблюдать со стороны за тем, как евреи едят курицу с молоком, ошибочно подумают, что те нарушают один из базовых законов кашрута.
Дело в другом: гораздо в большей степени их беспокоило то, что законы, касающиеся подготовки мяса птицы (в отличии от рыб) для того, чтобы его можно было считать кошерным, такие же, как и у обычного мяса. И кошерные птицы, и кошерные животные должны быть убиты определенным способом, после чего их мясо необходимо высолить и вымочить должным образом, чтобы удалить всю кровь. Соответственно, если эти два вида мяса имеют так много общего с точки зрения кашрута, то оба они должны принадлежать к одной форме запретов.
В свете этого сходства раввины были обеспокоены тем, что если не принять дополнительные ограничительные меры, то люди могут сделать неправильные выводы, что приведет их к куда более серьезным нарушениям. Вот как, например, Маймонид описывает картину того, какие последствия могли возникнуть, если бы готовить вместе птицу и молочные продукты было разрешено:
Люди могут сказать: «Употребление мяса птицы, приготовленного в молоке, разрешено, потому что оно не запрещено Торой напрямую. Точно так же и мясо дикого животного, приготовленное в молоке, разрешено, потому что Тора ничего об этом не говорит прямым текстом».
Другие люди скажут: «На самом деле даже мясо домашнего животного (не только дикого), приготовленное в молоке, разрешено, а запрещено только мясо козы».
Третьи пойдут еще дальше: «В принципе, даже мясо козы разрешено, если его готовить в молоке коровы или овцы. Ведь в этом стихе упоминается только «мать», то есть животное того же вида».
А последние заявят: «Даже мясо козы разрешено, когда его готовят в козьем молоке, если это молоко было взято не у матери этого животного, потому что в стихе Торы говорится именно про мать.
По всем этим причинам, заключает Маймонид, мудрецы запрещают употреблять в пищу любое мясо, приготовленное с молочными продуктами, и даже мясо птицы — чтобы создать надежную ограду вокруг закона Торы и обеспечить его соблюдение.7
В чем разница?
Что ж, если сочетание курицы и молочных продуктов все равно запрещено, то неужели есть реальная практическая разница, имеет этот запрет происхождение из Торы или установлен мудрецами?
Этот аспект вступает в действие только когда речь идет об извлечении некой выгоды от приготовления подобного блюда.
Так, например, если кто-то случайно приготовил мясо и молоко вместе, он не может не только съесть получившуюся смесь, но и получить благодаря ней какую-либо выгоду (например, запрещено покормить ею домашних животных или продать ее нееврею). Однако, если еврей случайно создал сам (или купил) смесь, где с молоком вместе была приготовлена птица, то в таком случае ему разрешается извлечь из этого выгоду и он может отдать ее на корм своему питомцу.
При этом важно помнить, что прежде, чем предпринимать какие-либо действия по поводу подобных смесей, следует проконсультироваться с компетентным раввином.
Запреты из Торы приравнены к запретам мудрецов
Когда в древние времена какие-либо законы были установлены Сангедрином (еврейским Верховным судом) и приняты в постоянное законодательство, они приобретали такой же обязательный статус, как заповеди Торы, приравниваясь к ним.
Дело в том, что сама Тора повелела нам так относиться к постановлениям мудрецов: «И приди к коэнам, левитам и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе, каков закон. И поступи по слову, которое они скажут тебе… И точно делай все… По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся… ни вправо, ни влево».8
Взгляд Каббалы
Зоар объясняет, что точно такое же негативное духовное воздействие, которое оказывает на душу человека смешивание обычного мяса и молочных продуктов, происходит и в случае приготовления вместе с молоком мяса домашней птицы.
Далее добавляется, что осторожность в соблюдении законов кашрута в целом и, в частности, тех, что касаются смешивания мяса (или птицы) с молочными продуктами, влекут за собой особенно большие заслуги перед лицом Небесного Суда.9 Именно благодаря такого рода заслуге10 когда-то был спасен пророк Даниэль, оказавшись яме со львом,11 а так же его товарищи Хананья, Мишаэль и Азарья, когда их бросили в огненную печь,12 как об этом рассказывает книга Писаний.
В наши непростые времена, когда мы особенно остро нуждаемся в дополнительной защите Небес, внимательное соблюдение законов кашрута невероятно актуально для евреев по всему миру. Так пусть же благодаря этой заслуге все мы будем защищены до тех пор, пока на земле не воцарится мир с приходом Машиаха.
Да удостоимся мы увидеть его в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Шмот, 23:19, 34:26, Дварим, 14:21.
- Талмуд, Хулин, 115б.
- См., например, комментарий рабби Авраама Ибн Эзры на Шмот, 23:19. А Рамбам дополняет, что одна из целей именно такой формулировки заповеди в том, чтобы отдалить еврея от обычаев, распространенных среди идолопоклонников.
- См. Талмуд, Хулин, 113б.
- Мехильта на Шмот, 23:19; см. также Тосафот на Талмуд, Хулин, 113а, где приводится схожее мнение мудрецов.
- Талмуд, Хулин, 113а; Шулхан Арух, Йоре Деа, 87:3.
- Мишне Тора, Законы об ослушниках, 2:9.
- Дварим, 17:9-11.
- Зоар, т. 2, 125а.
- Даниэль, 1:8.
- Даниэль, 6.
- Даниэль, 3.