Если бы люди рождались с полностью развитыми чувствами и разумом (подобно животным, которые уже при рождении знают и понимают все, что необходимо им для жизни, как сказали наши мудрецы в трактате Бава кама, 65б: «Бык уже в день своего рождения называется быком»), то человек с рождения понимал бы и видел воочию, в каждой детали на небесах и на земле, что мир возник и существует как результат чудесного мудрого замысла, превосходящего все возможности человеческого постиже-ния. Из всех бесчисленных частных деталей этого отметим лишь некоторые.
а) «Небеса рассказывают о славе Г-спода, и о деянии рук Его повест-вует свод небесный» (Теилим, 19:2). Если бы кто-нибудь сказал о руко-творной машине, что она сделалась сама собой, а не построена искусным мастером, или сказал бы о часах, что их механизм, со всеми его шестеренками и прочими деталями, возник случайно, – на него смотрели бы как на сумасшедшего: как может быть, чтобы такой механизм вдруг получился сам? Но если это так даже в отношении машины, сделанной человеком, – тем более это верно в отношении воинства небесного, звезд в небесной выси, где каждая из них сама являет-ся «небесными часами»! Такими, которые люди не в состоянии ни изготовить, ни даже постичь и охватить разумом… И еще более это верно в отношении тех «небесных часов», которые включают и объединяют в себе все неисчислимые миллиарды звезд в их всеобщем согласии и гармонии. Все это явно указывает на Б-жественное деяние – такое, что лишь тому, чьи глаза ослеплены, а мысль блуждает путями кривыми, может прийти в голову, что они образовались и заняли ме-ста свои на небосводе сами собой.
б) Вполне достаточно, однако, посмотреть лишь на одну звезду из всех: на солнце, «обслуживающее» потребности нашей планеты, обогревающее и оживляющее наш мир, землю и все, что есть на ней, всех животных и всякое растение… На солнце, расположение в пространстве и движение которого точно соответствует потребностям земли: будь оно ближе к нами, животные и растения сгорели бы, а дальше – замерзло бы все живое и не могло существовать. То же самое мы можем сказать о суточном вращении, благодаря которому день сменяется ночью, и о годовом, обуславливающем времена года: зиму и лето, весну и осень, – все это полезно для животных и растений и необходимо им. Разве это не свидетельствует со всей очевидностью о том, что есть единый Всесильный Творец на небесах и на земле?
в) Также воздух, образующий земную атмосферу, испытывает влияние и солнца, и земли, и сам, в свою очередь, влияет на животных и растения. И сам он, воздух, доказывает и подтверждает, что есть один Творец и Руководитель у всего сущего.
г) Также и тогда, когда мы смотрим на всякую живую тварь и вглядываемся в устройство ее тела, сотворенного со всеми необходимыми ей органами и жилами: рот, чтобы хватать пищу и смачивать ее слюной; зубы, чтобы размельчать ее; пищевод, чтобы «транспортировать» пищу; желудок – переваривать ее; сердце и сосуды – рассылать питательные вещества с потоком крови всем частям тела, каждому – положенное ему… Может ли человек, обладающий здравым рассудком, сказать, что такая чудесная «машина» не является плодом целенаправленного Б-жественного творения? И если мы всмотримся в каждый отдельный орган, то увидим такие же чудеса Б-жественного творения. Например, ухо, созданное, чтобы слышать: сколь много ни трудились ученые, специалисты по анатомии и физиологии, пытаясь понять, каким образом вибрация воздушных звуковых волн достигает барабанной перепонки и далее передается на слуховой нерв, ведущий в мозг, – разве сумели они объяснить самим себе, что это такое – звук?
- точно так же глаз – орган зрения: кто способен понять, каким образом это «устройство» наделяет человека способностью видеть? Ученые знают, как устроен глаз: зрачок, хрусталик, сетчатка, соединенная со зрительным нервом, идущим в мозг, – но знают ли они, кто и что дает этому «устройству» возможность видеть? И как может укрыться от их глаз истина, что лишь деяние Б-га дает свершиться столь вели-кому чуду?
д) И все ученые, исследовавшие строение тела животных, а также человека, – нашли ли они источник жизни, откуда она? Чувства и по-стижение – откуда они проистекают?
- кто тот мудрец, который сумеет понять, откуда берется «мудрость»? И никакой разум не в состоянии умудриться настолько, что-бы понять, что такое «разум», в чем источник его? Исследовали чело-веческий мозг со всеми его извилинами, спорили и обсуждали природу этих извилин, вмещающих знание и разумение, и сами поража-лись мягкости и нежности вещества мозга, ответственного за разумение и мудрость… И эти исследователи просто обязаны признать ис-тину, что все подобные духовные проявления – подарок от Б-га, и человеческий разум не в состоянии постичь этого!
е) Вызывают удивление также и животные, которые, помимо того, что рождаются способными в полной мере ощущать, получают при рождении требуемые им «познания» без того, чтобы кто-нибудь обучал их. Курица, высиживающая яйца, сама знает, сколько она должна на них сидеть, не сдвигаясь с места, и в течение какого времени она может сидеть, иногда оставляя их, – пока не пройдет точно двадцать один день от начала высиживания, и тогда разобьется скорлупа и появится на свет птенец. Кто же открыл курице эту тайну – сколько ей нужно высиживать и когда разобьется скорлупа? Не менее удивительно, у кого научилась геометрии пчела, чтобы строить свои соты с такой точностью и расче-том… И у кого научился паук ткать паутину?
Все эти примеры свидетельствуют о великих деяниях Творца.
ж) Исследователи растений много говорят о чувствительности, про-являемой ими, когда они ищут для себя питание и воду – такой острой, что деревья, нуждающиеся в воде и чувствующие, что она недалеко, пускают корни, достигающие ее, чтобы напоить дерево. А растения, нуждающиеся в солнце, поворачивают к нему свои ветви и листья. Исследователи, занимающиеся разделением и соединением элементов неживой природы, видят, что также и те как будто что-то «чувствуют» – соединяются с «привлекательными» для них и «убегают» от тех, к которым «питают отвращение»13; можно ли объяснить это, не признавая Того, Кто сотворил весь мир?
з) И весь наш земной шар как целое повествует о славе Творца и о мощи Его. Наши ощущения говорят нам, что мы ступаем по земле, имея небесный свод над головой. Но и люди, живущие на другой по-ловине земного шара, под нами, точно так же ступают ногами по земле, а небесный свод тоже располагается сверху, над их головами. То же самое у людей, находящихся на полюсе – южном или север-ном. И все это – из-за силы притяжения, направленной повсюду к центру земного шара; подобной силой притяжения обладают все небесные тела. Также мы видим, что моря, покрывающие большую часть земного шара, не заливают суши, в силу слов Писания: «Сказал (Б-г – морю): досюда дойдешь!» (Ийов, 38:11). Но кто и что есть это тя-готение, в чем суть его загадочной природы? Нет ли в самих этих во-просах указания на высшую силу, которая властвует над всем?
Один из учителей наших из прежних поколений приводил такой пример: если кто-нибудь найдет письмо, написанное красивыми бук-вами и исполненное чудесной мудрости, и кто-то скажет ему, что оно вовсе не написано каким-то мудрецом или писцом, а просто на лист пролились чернила и случайно получились все эти буквы и весь текст, – разве не посмотрят на сказавшего это как на сумасшедшего? Точно так – и в еще большей степени – заслуживает подобного отно-шения тот, кто говорит, что мир сотворен не волей единого Творца.
Эта статья — отрывок из чудесной книги «Мост жизни». Эту книгу можно приобрести на сайте еврейской книги.