К сожалению, в эпоху коронавируса мы уже не можем посещать больных так, как хотелось бы (а иногда и вовсе). Но давайте обратимся к этой важной теме в еврейской жизни, чтобы знать в ней основное и при первой же возможности действовать на благо ближнего в соответствии с установленной заповедью.
1. Бикур Холим
Без преувеличения сказать, что посещение больных — одна из фундаментальных ценностей еврейской жизни. Для ее обозначения есть даже специальный термин — бикур холим.
Бикур холим имеет духовное значение, которое выходит за рамки чисто личной заботы. Посещения больных служат нескольким уровням их нужд — кроме духовного, также практическому, физическому и эмоциональному.
2. Навещать больного — это заповедь
Хотя напрямую в Торе об этом и не сказано, посещение больных считается нашей обязанностью — заповедью.1 Этот акт настолько важен, что дивиденды от него мы получаем и в этом мире, и в мире грядущем — в качестве главной награды.2
3. Нет ограничений
Посещение больных — одна из тех заповедей, у которой нет установленных ограничений: каждому рекомендуется ее выполнять как можно чаще, даже, например, посещая одного и того же человека несколько раз в течение дня.3 Те, кто увеличивает частоту таких посещений, заслуживают особой похвалы, естественно, если эти визиты не становятся обременительными для больного.4
4. Время имеет значение
Необходимо заметить, что визит к больному не всегда бывает уместным. Следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить человека или не причинить ему неудобство.
Традиция говорит нам, что надо избегать слишком ранних визитов и слишком поздних. В это время больной, как правило, находится под присмотром, и от постороннего посетителя вряд ли ему будут польза и радость, скорей всего, наоборот, визит покажется обременительным. Также не следует посещать больных в любое другое время, когда присутствие посетителя не будет для них желанным.5
5. Это делает Сам Бог
Когда наш праотец Авраам восстанавливался после обрезания (которое он сделал себе в возрасте 99 лет), его навестил Бог. Наши мудрецы говорят, что мы должны навещать больных, руководствуясь примером Самого Всевышнего.6
6. Уменьшает болезнь на 1/60 часть
Талмуд учит, что тот, кто посещает больного, уменьшает его болезнь на 1/60 часть.
Если больной чувствует, что его любят и охотно о нем заботятся, его желание выздороветь усиливается. Если же его никто не навещает, чувство тоски и одиночества усугубляют его состояние, что может иметь трагические последствия.
7. Быть полезным
Однажды заболел молодой ученик рабби Акивы, и так случилось, что никто не удосужился его навестить. Когда рабби Акива услышал об этом, он сам отправился его проведать.
Увидев плачевное состояние молодого человека, которому не оказывали помощь, сам рабби Акива подмел и убрал его комнату. Благодарный ученик воскликнул: «Учитель, ты меня оживил!».7
8. Обязательно молиться о больном
Как мы знаем из Талмуда, считается, что тот, кто посещает больного и молится за его выздоровление, как бы добавляет ему жизни. И наоборот, пренебрегая заповедью бикур холим и молитвой за больного, мы как бы совершаем непредумышленное убийство. Рабби Акива приравнивает это к «пролитию крови».
9. С больным пребывает Бог
При посещении больного не следует сидеть на более высоком месте, чем находится он сам. Почему?
В изголовьи больного покоится Шхина — Божественное присутствие, и было бы неуважительно сидеть в положении как бы «над» ней.8
10. Благословение не произносится
Выполняя мицву навещать больных, мы не говорим на нее благословение. Почему?
Во-первых, мы не можем заранее знать наверняка, будет ли наш визит хорошо принят. И в то же время мы не можем совсем не совершать эту заповедь. Учитывая тот и другой факторы, постановлено, что благословение не произносится.9
11. Относится и к неевреям
Поскольку цель Торы состоит в том, чтобы принести в жизнь мир и гармонию, мудрецы считают само собой разумеющимся, что нужно посещать не только больных евреев, но также неевреев.10
12. Благотворительные общества Бикур Холим существуют по всему миру
Во многих организациях общества Бикур Холим для больных делают гораздо больше, чем просто их посещают. Услуги могут включать доставку в больницу и хранение там кошерной еды; организацию поездок на прием к врачу; размещение для тех больных, которые должны находиться рядом с больницей; уход за детьми; обеспечение питанием больных, находящихся дома, а также защиту пациентов и многое другое.
13. Больница Бикур Холим — достопримечательность Иерусалима
Уже в 19 веке жители Иерусалима получили возможность проходить лечение в больнице Бикур Холим (ныне это филиал медицинского центра Шаарей Цедек).
Она изначально стала работать в соответствии с еврейским законодательством (Галахой) и сразу стала жизненно важной альтернативой для евреев, ведь до той поры они могли обратиться за медицинской помощью лишь к христианским миссионерам. И хотя больница уже далеко не маленькая, ее изначальная задача остается прежней, полностью соответствуя ее названию: лечение больных.
Сноски
- Маймонид, Законы скорби, 14:4.
- Шабат,127a.
- Недарим, 39b.
- Маймонид, Законы скорби, 14:4.
- Маймонид, Законы скорби, 14:5.
- Сота, 14a.
- Недарим, 40a
- Шабат, 12б.
- Респонса Рашба, 1:18.
- Гитин, 61a.