В связи с выходом на экраны нового фильма о Джеймсе Бонде, знаменитом персонаже романов британского писателя Яна Флеминга, стоит вспомнить о том, каким замысловатым образом мир агента 007 связан с евреями.
1. Создатель Бонда был известным расистом и антисемитом
Писатель Ян Флеминг — автор двенадцати шпионских романов с участием Джеймса Бонда, секретного агента на службе у британской короны, которые легли в основу успешной серии экранизаций.
Надо признать, Флеминг был нестандартной, очаровательной и в то же время очень непростой личностью. Он родился в 1908 году в британской семье высшего сословия, его отец был членом парламента. Учился он в Англии, Германии, Швейцарии. Перед Второй мировой войной успел поработать журналистом в Москве, а затем, став банкиром, жил в Великобритании. Во время Второй мировой войны Флеминг служил высокопоставленным офицером разведки Королевского военно-морского флота Великобритании.
Стоит сказать о вкладе Флеминга в победу союзников. Одним из самых значительных фактов была его роль в планировании операции под названием «Золотой глаз» — сверхсекретной шпионской миссии, направленной на то, чтобы нацистская Германия не смогла оккупировать Испанию и Португалию, а также развить шпионаж на британских территориях в Гибралтаре.
После ухода из Королевского флота Флеминг работал в лондонской газете «Sunday Times», а после этого стал проводить большую часть года в своем поместье на Ямайке, которое назвал в память о событиях ушедших лет — «Золотой глаз». Именно там он написал многие романы о Бонде.
Скончался писатель в 1964 году.
Для людей нашего времени оригинальные романы о Джеймсе Бонде — это скорее пережитки более жестокого и менее политкорректного прошлого, наполненного до неприличия оскорбительными описаниями женщин, темнокожих и других групп людей, каким-либо образом подвергавшимся дискриминации. Биограф Флеминга Мэтью Паркер отмечает, что сам автор «Вместе с Бондом смотрел свысока почти на всех, кто не был британцем, и воспринимал этих людей с точки зрения негативных стереотипов о расах и национальностях».1
Канадский еврейский писатель Мордехай Рихлер полагал, что некоторые враги Бонда были придуманы благодаря антиеврейским теориям общемирового заговора, гласящим, что евреями движет сверхчеловеческая жажда власти или жадность.
В подтверждение этого можно привести хотя бы такой пример: один из основных антагонистов главного героя по имени Аурик Голдфингер говорит: «В тот день, когда мы станем единственными обладателями всего золота в мире, реальная власть будет в наших руках». А сэр Хьюго Дракс, злодей из книги Флеминга «Лунный гонщик», произносит такие слова: «Самый надежный способ достижения (власти) — это полный контроль над всеми промышленными, финансовыми и коммерческими операциями».
Оба эти утверждения, как и многие другие, сплошь и рядом встречающиеся в романах о Бонде — звучат слово в слово как многочисленные ложные обвинения, которые звучат в адрес евреев на протяжении бесчисленных поколений.
«Мои сыновья без ума от фильмов о Джеймсе Бонде, — отметил как-то Рихлер. — Они идентифицируют себя с агентом 007, совершенно не подозревая, что их (как евреев) определили на роли злодеев этой драмы».
2. Герой одноименного романа Голдфингер был назван в честь знаменитого соседа Флеминга, еврея
Но вернемся к роману Флеминга 1958 года «Голдфингер» — он назван так по фамилии главного злодея произведения Аурика Голдфингера. «Аурик» в переводе с латыни означает золото, и назван так персонаж не случайно: он прямо-таки одержим жаждой золота, собственно, как и власти, которая нередко оказывается в руках богачей. Большая часть романа описывает, как Джеймс Бонд рушит план Голдфингера похитить запасы из золотохранилища Форт-Нокс в Соединенных Штатах.
Флеминг назвал этого одиозного персонажа, чья страсть к золоту, богатству и власти явно перекликается с антиеврейскими стереотипами, в честь своего… еврейского соседа, с которым они жили в зеленом районе Хэмпстед на севере Лондона.
Реальным Голдфингером был Эрно Голдфингер, известный венгерский еврейский архитектор, переехавший в Лондон в 1934 году. Судя по всему, Ян Флеминг испытывал к соседу жгучую неприязнь. А тот после выхода книги «Голдфингер» даже угрожал подать на писателя в суд за нанесенное оскорбление.
3. Джеймс Бонд появился на экранах благодаря еврейским продюсерам
Тем не менее, что особенно интересно, именно после прочтения книги «Голдфингер», канадский еврейский продюсер театра и кино Гарри Зальцман стал добиваться права снимать фильмы по книгам о Джеймсе Бонде. А получив его, обратился за помощью к своему другу Вольфу Манковицу, британскому еврею, который вырос в старом лондонском Ист-Энде и говорил на идиш. Манковиц написал большую часть сценария к самому первому фильму о Джеймсе Бонде — «Доктор Ноу».
Ему помогал в этом американский еврейский драматург Ричард Майбаум. Майбаум был к тому времени уже хорошо известен своими бродвейскими пьесами, в том числе ранним антинацистским произведением «Право по рождению», поставленным в 1933 году. Ричард не только участвовал в написании «Доктора Ноу», но еще продолжал помогать в написании почти дюжины сценариев для других фильмов о Бонде.
Журналист Сет Роговой объясняет: «Можно сказать, что в большей степени, чем кто-либо другой, возможно, даже чем сам Флеминг, Майбаум создал и поддерживал мифический образ Бонда». Актер Джозеф Уайзман, также еврей, блестяще сыграл омерзительного доктора Ноу, подготовив при этом почву для воплощения на экранах других противников Джеймса Бонда, которые были изображены карикатурно жестокими и, в целом, утрированно «плохими».
Пожалуй, никто не сыграл столь важную роль в создании таинственности образа Джеймса Бонда в фильмах, как реальный герой войны сэр Кен Адамс (урожденный Клаус Хьюго Адам), родившийся в 1921 году в еврейской семье.
Адамс был очарован искусством с юных лет. Его семья бежала из Германии в 1934 году после прихода к власти Гитлера. Когда разразилась Вторая мировая война, 18-летний Кен Адамс все еще был гражданином Германии и, следовательно, не имел права вступать в британскую армию, однако он был полон решимости сражаться.
Юноша присоединился к Королевскому пионерскому корпусу, единственному отделению британской армии, в которое могли поступить мужчины немецкого происхождения. Кен вызвался воевать в ВВС и в конце концов стал пилотом истребителя — одним из всего лишь двух допущенных к нему этой ответственной должности граждан Германии.
Надо ли говорить, что он находился в особой опасности: если бы его самолет оказался сбит и нацисты, найдя пилота, выяснили, что он еврей из Германии, Адамса ожидали бы мучительные пытки и смерть.
После войны Адамс стал арт-директором в киноиндустрии. Он присоединился к проекту о Джеймсе Бонде в 1962 году, как раз когда шла работа над «Доктором Ноу».
Именно Адамс придумал и спроектировал пуленепробиваемый автомобиль Бонда Aston Martin со множеством специальных «шпионских» устройств, включая «тяжелые пулеметы Browning, тараны, резатели шин, вращающиеся номерные знаки, дымовую завесу и многое-многое другое», — упоминается в некрологе Адамса, изданном в The Guardian. Кен стал создателем и нескольких других сложнейших декораций из вселенной Бонда.
Одной из самых запоминающихся идей от Адамса стал тарантул, которого отправили убить Джеймса Бонда в «Докторе Ноу». «Наверное, это один из моих любимых осуществленных на съемках приемов, потому что он такой простой и при этом невероятно театральный, — объяснял Адамс. — Думаю, у меня в бюджете тогда оставалось где-то 450 фунтов на все и мало времени. Так что действительно было необходимо в кратчайшие сроки придумать что-то, что было бы очень легко воплотить и в то же время что создало бы очень особый эффект».
4. Фильм «Голдфингер» был временно запрещен в Израиле
Когда в 1964 году фильм «Голдфингер» впервые вышел на экраны, он стал хитом во всем мире, и Израиль не был исключением.
Более 250 тысяч израильтян посмотрели боевик в первые шесть недель его показа в кинотеатрах. Фильм стал популярным, несмотря на то, что немецкий актер, сыгравший Аурика Голдфингера, Карл Герхарт Фрёбе, совершенно не говорил по-английски, так что большинство его реплик были продублированы другим актером из Англии.
Но спустя какое-то время разразился скандал. Вскоре после выхода фильма британская газета Daily Mail опубликовала статью под названием «Конечно, я был нацистом!».
Израильский журналист спросил Фрёбе, чем он занимался во время Второй мировой войны, и тот признался, что еще в 1929 году, в возрасте 16 лет, присоединился к партии нацистов, потому что его искренне привлекала их политика. А поскольку в 1956 году в Израиле был принят закон, запрещающий показ любых фильмов с участием нацистов военного времени, «Голдфингера» сразу же перестали показывать в кинотеатрах всей страны.
В течение следующих недель эта история раскрутилась еще масштабнее.
Несмотря на то, что в прошлом актер был членом нацистской партии, Фрёбе во время Холокоста помог выжить целой семье. Карл объяснил, что в 1941 году он и одна еврейская женщина были назначены работать в госпитале в Вене. Понимая, что она находится в огромной опасности, он спрятал ее с семьей в своей квартире на все время войны. «Тот факт, что я им помог, был доказан после войны, прежде чем мне разрешили снова вернуться к работе», — рассказал он в интервью The New York Times в декабре 1965 года.
После того, как материал вышел в свет, в израильское посольство в Вене обратился человек по имени Марио Блуменау и сказал, что его жизнь и жизнь его матери, вероятно, спас господин Фрёбе. Так что через несколько месяцев власти Израиля позволили создателям «Голдфингера» возобновить показ фильма на их территории.
Согласитесь, это ровно тот случай, когда правда оказывается куда более драматичной, чем сюжет вымышленного шпионского боевика на экране.
5. Прообразом Джеймса Бонда мог быть реальный шпион
Образ Джеймса Бонда вполне мог быть списан с настоящего британского еврейского шпиона Сиднея Рейли, который имел, прямо сказать, какое-то сверхъестественное сходство с персонажем Яна Флеминга. (Как бывший высокопоставленный сотрудник разведки Флеминг наверняка знал о Рейли, которого периодически называют самым успешным британским шпионом всех времен.)
Названный при рождении в 1873 году в Украине Шломо (некоторые утверждают, что его звали Зигмунд), Розенблюм, а впоследствии Сидни Рейли, был завербован Специальной разведывательной службой (предшественником знаменитой британской разведки МИ-6) и получил номер ST1.
Загадочная личность, человек, блестяще владеющий семью языками, начал помогать Британии бороться с большевиками в начале 1900-х годов. Героические действия этого агента, известного как «Шпионский ас», кажутся чем-то вроде того, что мы видим в фильмах о Бонде.
Например, одно примечательное событие произошло в 1905 году, когда австралийский шахтер по имени Уильям Д’Арси обнаружил в Персидском бассейне огромные нефтяные месторождения. Д’Арси, чтобы заняться их разработкой, требовались серьезные инвестиции, поэтому он организовал встречу с членами семьи Ротшильдов, чтобы обсудить финансирование проекта.
В то ывремя, когда Д’Арси и Ротшильды совещались, находясь на яхте, в комнату внезапно ворвался священник и попросил денег на благотворительность для католической церкви. В ходе дискуссии незваному гостю удалось убедить Д’Арси в том, что британцы могут предложить ему более выгодную сделку для разработки нефтяного месторождения.
Тем священником был не кто иной, как Сидни Рейли, действовавший по приказу спецслужб, и в конечном итоге компания, созданная Д’Арси и правительством Великобритании, стала известна всему миру как British Petroleum.
Во время Первой мировой войны Рейли продолжал работать на британцев, несколько раз внедряясь в немецкие войска. Впоследствии он рассказывал, что во время войны как-то раз даже побывал на заседании Генерального штаба, на котором присутствовал сам кайзер Вильгельм II.
Как и Джеймс Бонд, Рейли был заядлым игроком, бабником и коллекционером элитного антиквариата. Он был несколько раз женат и за время своей службы использовал множество псевдонимов. В конце концов, в 1925 году он был пойман в Советском Союзе, куда, вероятно, был направлен британским правительством для продолжения их антикоммунистической деятельности.
Из-за того, что ГПУ смогло инсценировать гибель Рейли, агент больше не мог рассчитывать на помощь соотечественников, а потому в итоге был казнен в возрасте 52 лет, так и не выдав никакой ценной информации противникам.
Сноски
- Цитата из книги Мэтью Паркера «Золотой Глаз — где родился Бонд: Ямайка Яна Флеминга», 2015 г.