В недельной главе Шмот рассказывается, как Всевышний повелел Моше и Аарону явиться к фараону и показать ему знамение: бросить посох, который превратится в змея. Когда они исполнили это, фараон призвал своих мудрецов и чародеев, которые с помощью магии смогли повторить это действие. Однако посох Аарона, вернувшись в свое первоначальное состояние, проглотил их посохи.
На первый взгляд, неясно, почему Б-г позволил магам фараона повторить чудо с посохом. Кроме того, если у них была возможность сделать то же самое, пользуясь силами колдовства, почему вообще то, что сделал Моше, считается чудом?
Ответ на этот вопрос мы сможем получить из 12-ого стиха: «и проглотил посох Аарона их посохи». Как мы видим, было преимущество у посоха Аарона над посохами магов: именно его посох проглотил их посохи, а не наоборот. Ещё большее чудо было в том, что посох Аарона проглотил их посохи в то время, когда он уже стал снова посохом, как это видно из слов Торы: «и проглотил посох Аарона». И так пишет Раши: «И проглотил посох Аарона – после того, как стал снова посохом, проглотил все их посохи».
Однако всё же непонятно, почему Творец сказал Моше сделать такое чудо, часть которого маги смогли повторить, что создавало впечатление, что маги также могут повторить это чудо? Почему Г-сподь не сказал Моше сделать какое-то чудо, которое маги абсолютно не могли бы повторить, даже частично?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что, даже творя чудеса, Всевышний оставляет человеку свободу выбора. Чудеса делаются так, чтобы оставить место грешнику, который не желает задуматься над ними, считать, что в них нет никакого чуда. Тот же, кто захочет узнать истину, задумается над ними и увидит в них настоящие чудеса, понимая, что их невозможно объяснить природными явлениями.
Так же дело обстоит и с первыми двумя казнями. Б-г их сделал таким образом, чтобы они были похожи на колдовство, которые маги фараона в состоянии сделать, для того чтобы у египтян оставалась свобода выбора. Тот, кто захочет узнать истину, увидит разницу между чудесами, которые показал Моше, и такими же чудесами, совершёнными магами. Ведь несмотря на то, что маги фараона смогли повторить эти действия: превратить воду в кровь и наслать лягушек, они, в отличие от Моше, не смогли прекратить эти казни. Фараон обращается именно к Моше с просьбой их прекратить.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«