Введение
Дмай (ивр. דמאי) — это галахический термин относительно сельскохозяйственных плодов, означающий «сомнительный» или «неопределенный». Этот статус применяется к продукции, приобретенной у невежд (амей а-арец), которые подозреваются в том, что не отделяют десятины должным образом в соответствии с еврейским законом. На основе этого постановления тот, кто приобретает продукцию дмай, должен сам отделить некоторые из десятин на случай, если это не было сделано ранее.
Этимология
Большинство комментаторов считает, что это слово происходит от арамейского выражения «Да май?» — «Что это?». То есть возникает вопрос, были ли произведены надлежащие отделения от этих плодов.
Постановление дмай
Наши мудрецы постановили, что, хотя амей а-арец (невежды) обычно соблюдали заповеди, на них нельзя было полагаться в том, что они должным образом отделяют десятину от своего урожая, как того требует Библейский закон. Поэтому любой, кто получает продукцию от ам а-арец, должен отделить десятины, прежде чем есть ее. Даже если ам а-арец прямо заявляет, что он отделил от своей продукции все маасрот, ему не доверяют.
Происхождение постановления
В период Второго Храма первосвященник Йоханан Коэн Гадоль разослал агентов по всей земле Израиля, чтобы наблюдать за практикой отделения десятин у людей. Они сообщили, что хотя необразованные массы (амей а-арец) в большинстве своем отделяли теруму и маасрот от своих урожаев, были все же такие, которые отделяли только труму, но не другие маасрот.
Причина этого связана с тем, что тот, кто ест труму, заслуживает смерти от рук Небес, но этого наказания нет относительно других маасрот. Однако тут была ошибка в том, что все это верно только после того, как человек уже отделил маасрот. Если же он еще не отделил, то такие плоды называются тевель, и за его употребление также полагается смерть от рук Небес.
Согласно законам Торы, тот, кто покупает продукцию у ам а-арец, может положиться на то, что большинство отделяет десятины, и не должен отделять их повторно. Тем не менее из-за строгости запрета тевель Йоханан Коэн Гадоль и его суд постановили, что мы не можем полагаться на большинство отделяющих, а должны отделить десятины от всей продукции, полученной от амей а-арец.
Что нужно отделять от дмай?
Мудрецы не постановили отдалять от продуктов ам а-арец труму, поскольку, как мы писали, почти все амей а-арец отделяли труму. Все остальные десятины должны быть обозначены от дмай. Существует все же множество послаблений относительно этого отделения.
Что делать с десятинами дмай
Те десятины, которые после того как их отделишь, нет запрета их есть, Йоханан Коэн Гадоль разрешил лишь устно отделить (т.е. сказать про определенные плоды, что они маасер), и не нужно физически отделять и отдавать.
Процедура такова:
- Десятую часть демай-продукта отделяют как маасер ришон, и терумат маасер отделяют от этого. В то время как обычный маасер ришон отдается левиту, маасер ришон дмай остается собственностью владельца. Это потому, что маасер ришон не имеет особой святости (в отличие от трумат маасер, который отделен от него), и его может съесть даже не-левит. Единственное право, которое имеет левит на него, это то, что Тора сделала маасер ришон подарком левиту. Это просто денежное право. Но, поскольку в случае дмай неясно, что левит имеет такое право (потому что возможно, что маасер ришон уже был отделен от него), следовательно, тут действует закон: если кто-то считает, что какая-то вещь во владении другого его, он должен привести на это доказательство.
- Терумат маасер, однако, дается Коэну, так как это запрещено для не-Коэна есть.
- После отделения терумат маасер требуется отделение дополнительно десятой части как маасер шени или маасер ани, в зависимости от года шмиты. Маасер шени дмай, как обычный маасер шени, должен быть взят в Иерусалим и съеден там, или выкуплен за деньги, которые берутся в Иерусалим и тратятся на еду, которая съедается там.
- Маасер ани от дмай относится как маасер ришон демай — его нужно только отделить (или обозначить), но оно остается во владении владельца. Он не отдается бедному человеку. Так как в нем нет святости, хозяин плодов может оставить их себе, поскольку бедные не могут доказать, что от этих плодов еще не отделяли десятину.
Из этого следует, что единственная десятина, которую нужно отдать от демай, — это трумат маасер, которая составляет всего один процент от урожая. Все остальные десятины остаются собственностью владельца.
Постановление дмай в наше время
В настоящие дни предполагается, что большинство невежд вовсе не отделяют ничего от своей продукции. Соответственно, тот, кто сегодня покупает продукцию у ам а-арец (то есть не плоды, на которые есть эхлер), должен отделять даже труму. Аналогично, все послабления дмай, основанные на предположении, что большинство амей а-арец отделяют десятины, неприменимы в наше время (Хазон Иш, Демай 15:4 и Маасрот 7:17).