Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

История еврейской Вены

От средневековья до современности, откройте для себя захватывающую историю евреев Вены и её мрачные уроки об антисемитизме.

История еврейской общины Вены одновременно увлекательна и трагична. В этом городе евреи были влиятельными финансистами, советниками, лауреатами Нобелевской премии и всемирно известными психологами. Однако в этом же городе евреев трижды изгоняли, их дома и синагоги разрушали, и даже в лучшие времена они жили в условиях открытого антисемитизма. Не случайно Гитлер, будучи австрийцем, жил в Вене много лет, и многие его идеи сформировались в этот период.

Первый еврей — финансовый советник герцога

Хотя евреи присутствовали в Вене уже в X веке, первые зарегистрированные евреи прибыли туда в конце XII века. Первый еврей, известный как Шлом (Соломон) был мастером монетного двора и финансовым советником герцога Леопольда V, его присутствие зафиксировано в 1194 году. В жестоком инциденте, который ещё повторится в истории Вены, в 1196 году Шлом и 15 других евреев были убиты убиты христианами, участвовавшими в Третьем крестовом походе.

В 1238 году император Фридрих II предоставил венским евреям хартию привилегий, определяя их как «камерные слуги» – то есть их юридический статус означал, что они «принадлежали» римско-германскому императору. Шесть лет спустя герцог Фридрих II издал «Еврейскую хартию», которая оговаривала условия их защиты и правила кредитования.

Во время эпидемии чумы в 1348-1349 годах Вена была одним из немногих городов, которые не обвиняли евреев в её распространении. В результате Вена стала убежищем для еврейских беженцев, что ещё повторится в её истории. В XIV веке евреи составляли около 5% населения города.

Яркая община и её всемирно известные раввины

В этот период еврейскую общину Вены возглавляли всемирно известные раввины. Рабби Ицхак из Вены (ок. 1200-1270) был учеником Тосафистов из Франции и Германии. Он привнес в Вену углубленное изучение Талмуда, что является стандартным признаком образованной еврейской общины. Он известен своим трудом «Ор Заруа», который представляет собой работу по Алахе (еврейскому закону) и с момента его публикации цитируется мудрецами.

Его сын, Рабби Хаим Ор Заруа, также был раввином в Вене. Он упростил классический труд своего отца «Ор Заруа», сделав его более доступным, сократив содержание до решений, без полного объяснения их обоснования.

Рабби Меир бен Барух Алеви (1320–1390) был раввином Вены последние 30 лет своей жизни. Он установил правило, согласно которому ученик Талмуда не мог исполнять обязанности раввина без рукоположения от должным образом рукоположенного раввина. Эта практика, требующая рукоположения раввинов, была принята ашкеназскими общинами в последующих поколениях и продолжается до сих пор.

Рабби Исраэль Иссерлин (1370–1440) считается последним великим раввином средневековой Австрии. Он является автором классического труда «Трумат а-Дешен» и суперкомментария на комментарий Раши к Торе.

Кровавая земля

К концу XIV века среди бюргеров начал усиливаться антисемитизм, вероятно, из-за зависти к своим еврейским соседям. В 1406 году, во время большого пожара, который уничтожил синагогу, бюргеры воспользовались возможностью, чтобы напасть на еврейские дома.

Преследования вскоре стали гораздо жестче. 23 мая 1420 года герцог Альбрехт V издал Венский указ, приказав заключить в тюрьму всех состоятельных евреев и конфисковать их имущество. Обедневших евреев, до указа, насильно выслали в Венгрию. Заключенных евреев подвергли пыткам, пытаясь насильно обратить их в христианство. Дети были разлучены с родителями и отданы в монастыри для обращения. После того как Папа Римский выступил против принудительных крещений, герцог приказал сжечь оставшихся евреев — 210 мужчин и женщин — на костре 12 марта 1421 года. Даже синагога не была пощажена; её камни использовали для строительства нового факультетского корпуса Венского университета.

Еврейская община Вены была полностью уничтожена, и евреям было запрещено жить в Вене.

Ведущий ашкеназский мудрец, Рабби Яаков Мёллин (1365–1427), известный как Маариль, который в то время жил в Майнце, Германия, записал эти ужасные события и резко назвал Австрию «кровавой землёй».

XV век: ограниченное присутствие

В 1451 году нескольким евреям было разрешено вернуться в Вену, и они получили особую защиту от Габсбургских императоров. К 1512 году в Вене проживало 12 еврейских семей. Небольшое количество евреев продолжало жить в Вене в течение XVI века, хотя они постоянно находились под угрозой изгнания.

В 1624 году император Фердинанд II ограничил проживание евреев Вены гетто на территории современного района Леопольдштадт, состоящего из 15 жилых домов. Их число постепенно увеличивалось; к 1670 году 136 домов вмещали 500 семей. Когда евреи Украины столкнулись с печально известными Хмельницкими погромами в 1648-49 годах, известными как Тах ве-Тат, некоторые из них выбрали убежище в безопасной Вене.

На некоторое время еврейская община Вены вновь заняла уважаемое положение в еврейском мире, а раввины возобновлённой общины снова стали мировыми лидерами. Среди них были Рабби Йом-Тов Липман Геллер, известный как Тосфот Йом-Тов (1579–1654), и Рабби Шабтай Шефтель Горовиц (1590–1660), автор «Вавеи Амудим», который был признанным экспертом как в Галахе, так и в Каббале.

Возобновлённая ненависть

Второе изгнание евреев из Вены произошло в середине XVII века.

Епископ Коллонич, хитрый и влиятельный антисемит, занимал должность обер-камергера при императоре Леопольде I (1658–1705). По его настоянию император Леопольд издал указ о изгнании евреев из Вены, несмотря на огромные негативные финансовые последствия для своего королевства, поскольку евреи были его финансистами и советниками.

Влиятельные евреи общины приложили все усилия, чтобы остановить или ограничить изгнание. Они попытались передать императору огромную сумму в 100 000 флоринов, но были отвергнуты. Они обратились к королеве Швеции Кристине с просьбой вмешаться, но хотя она и сделала это, её слова были проигнорированы. 1 марта 1670 года император Леопольд приказал всем евреям покинуть Вену и всю Австрию. Крайний срок был назначен на 1 августа, и последние евреи Вены были изгнаны в месяц Ав. Большая синагога была превращена в католическую церковь, а еврейский район был переименован в Леопольдштадт в честь успеха императора Леопольда I в изгнании евреев из Вены (это название сохраняется до сих пор). Кстати, епископ Коллонич до сих пор почитается жителями Вены, и огромная статуя его стоит перед ратушей города.

Придворные евреи Вены

Вскоре после изгнания экономика Вены начала испытывать негативные последствия.

Первым евреем, которому было разрешено вернуться в Вену, стал Самуэль Оппенгеймер, которому официально позволили проживать в городе в 1676 году. Люди, сопровождавшие его, стали ядром очень небольшой, официально не признанной общины. Им не разрешалось иметь синагогу, и все богослужения приходилось проводить в частных домах.

Самуэль Оппенгеймер, работа Йозефа Крихубера.

Оппенгеймер обеспечивал австрийскую армию необходимыми припасами, включая униформу, еду, лошадей для кавалерии и даже больничные принадлежности. Несмотря на его значительные заслуги перед Австрией, он по-прежнему страдал от антисемитизма. Епископ Коллонич обвинил его в попытке убийства рабби Самсона Вертгеймера (его протеже и великого учёного Торы), и Оппенгеймера заключили в тюрьму. Он был освобождён только после уплаты огромной суммы, и его невиновность была признана. После его смерти в 1703 году его сын Эммануэль попытался взыскать долги, которые Австрия была должна его отцу. Вместо выплаты долга в шесть миллионов флоринов, государство потребовало от Эммануэля уплатить им четыре миллиона флоринов, оставив эту богатую семью ни с чем.

Вместе с Оппенгеймером очень небольшому числу евреев было разрешено вернуться в Вену. Всего в Вене проживало десять богатых семей, в основном известных как придворные евреи. Они первоначально заплатили 300 000 флоринов за это право и ежегодно платили дополнительный налог в размере 10 000 флоринов.

Несмотря на антисемитизм и отсутствие гражданских прав, влияние венских придворных евреев возросло. В результате Вена стала центром еврейской дипломатии и филантропии для евреев всей империи.

Сефардские евреи и Диего Д’Агилар

В 1718 году, благодаря мирным договорам с Османской империей, турецким гражданам было разрешено путешествовать и временно проживать в Австрии. Иронично, но, несмотря на то что австрийским евреям было запрещено жить в Австрии, турецкие евреи имели такое право. Сефардские евреи из Турции образовали в Вене законно признанную общину. (Проявив типичную еврейскую изобретательность, некоторые австрийские евреи отправились в Турцию, получили там турецкое гражданство и паспорта, и вернулись, чтобы законно жить в Австрии.)

Во время правления Марии Терезии еврей из Лиссабона занимал особенно влиятельное положение в империи. Диего Д’Агилар родился в семье конверсо в Испании и в детстве был насильно отнят от родителей и воспитывался как католический священник. После рукоположения его мать смогла добиться встречи с ним и эмоционально напомнила ему о его еврейских корнях. Его сестру поймали на практике иудаизма, и мать надеялась, что он сможет предотвратить её сожжение на костре.

Хотя он не смог спасти свою сестру, эта встреча пробудила в нем желание вернуться к едва знакомому ему Иудаизму, и он вместе с матерью бежал в Вену. В Вене Д’Агилар стал полноправным соблюдающим евреем и добился финансового успеха благодаря реорганизации табачной промышленности. Иронично, но он стал фаворитом антисемитски настроенной императрицы Марии Терезии. Он собрал огромные суммы денег для государственных займов и восстановил дворец Шёнбрунн в Вене. Он оставался верным еврейской общине и смог предотвратить изгнание евреев из Моравии и Праги в 1744 году.

Дворец Шёнбрунн.

Императрица Мария Терезия возвела Д’Агилара в бароны в знак признания его заслуг перед Австрией. Благодаря его влиянию, она также отказалась от планов изгнать евреев из империи в 1748 году.

Д’Агилар внезапно покинул Вену в 1749 году, когда испанское правительство потребовало его экстрадиции. Он переехал в Лондон вместе с женой и большой семьей из 14 детей. Перед отъездом из Вены он подарил общине красивые серебряные короны для свитков Торы, на которых было выгравировано его имя.

Несмотря на своё положительное отношение к Д’Агилару, императрица Мария Терезия оставалась ярой антисемиткой. За исключением 12 влиятельных семей, австрийским евреям не разрешалось жить в Вене, и все антисемитские указы оставались в силе.

Император Иосиф II: рост терпимости к евреям

Медленный процесс снятия ограничений с еврейской общины начался в ноябре 1780 года, когда Иосиф II, преемник Марии Терезии, стал императором и правил Габсбургскими землями с 1780 по 1790 год. В 1781 году он отменил налог Leibmaut, который евреи платили с Средневековья за въезд в определённые города. (Этот налог был особенно унизительным, так как был налогом на имущество и означал, что евреи рассматривались как собственность, а не как люди.)

В 1782 году император Иосиф II провозгласил Эдикт о терпимости, чтобы сделать евреев «более полезными для государства», как было указано в прологе к резолюции. Евреям больше не нужно было носить жёлтую повязку, они могли посещать школы и университеты (хотя их выбор профессий был ограничен) и могли жить в любом месте Вены (хотя им не разрешалось владеть имуществом). Он также предпринял шаги для ассимиляции евреев в общество, требуя заменить иврит и идиш на национальный язык страны в публичных дискуссиях и запретив печать документов и учебников на иврите. Также он потребовал, чтобы евреи приняли фамилии, одобренные австрийскими властями.

Многие евреи воспользовались предоставленными возможностями, но при этом многие утратили свою связь с иудаизмом. На Венском конгрессе в 1815 году салоны ассимилированных еврейских хозяйок стали местом встреч для европейских правителей. Одной из самых известных хозяек была Фанни Арнштайн, в её салон приходили выдающиеся личности того времени, включая императора и Моцарта. В 1821 году девять евреев Вены были посвящены в рыцари и возведены в дворянство.

С новыми приобретенными правами еврейская община наняла известного архитектора Йозефа Корнхаузеля для строительства Штадттемпеля, центральной синагоги Вены, первой легальной синагоги, открытой с 1671 года. Великолепная синагога была торжественно открыта в 1826 году, но в соответствии с законом она была построена так, чтобы не была видна с улицы.

Штадттемпель, центральная синагога Вены.

Несмотря на всю «терпимость», евреи продолжали существовать как неофициальная община, поскольку по закону им было запрещено официально организовываться в общину до 1867 года, когда евреев признали равноправными гражданами.

Золотой век еврейской Вены

В 1848 году, при правлении императора Франца Иосифа, евреям были предоставлены ограниченные гражданские права. В 1852 году еврейской общине было разрешено создать официально признанную общину, хотя и с временным статусом. Наконец, в 1867 году Конституционный закон установил полное равенство для всех граждан Австрии, включая евреев. С их официальным признанием и правовым статусом как общины, евреи из восточной части Австро-Венгерской империи, особенно из Галиции, Чехии и Венгрии, начали иммигрировать в Австрию.

После начала Первой мировой войны в 1914 году большое количество еврейских беженцев из восточных регионов военных действий спасались бегством в Вену. Впервые тысячи хасидских евреев и их ребе переселились в Вену, присоединившись к последователям Хатам Софера из Оберландера. Они предполагали, что будут жить в относительном спокойствии Вены до конца войны.

Тем не менее, Вена неожиданно превратилась в процветающий центр хасидизма за эти несколько лет. К моменту окончания войны беженцы поняли, что Вена является гораздо лучшим вариантом, чем их разрушенные родные города. Они начали обосновываться и восстанавливать свои общины в Вене.

После Первой мировой войны, к 1923 году, процент евреев в Вене достиг пика в 10,8% от всего населения, что сделало Вену третьей по величине еврейской общиной в Европе.

Хасидские евреи в Леопольдштадте, 1915 год.

Благодаря своим выдающимся раввинам и общине, Вена стала местом проведения первых двух Кнессий Гедолот (Великих конгрессов) Международной Агудат Исраэль в 1923 и 1929 годах.

Движение Просвещения в Вене

В период своего Золотого века Вена также стала центром «Движения Просвещения», которое способствовало переходу к секуляризму и сокращению еврейского образования. Между 1848 и 1938 годами светские австрийские евреи играли видную роль в интеллектуальной, культурной и политической жизни Вены. Однако, в отличие от более ранних обеспеченных и влиятельных венских евреев, которые строго соблюдали религиозные традиции, многие видные евреи этого периода ассимилировались или даже приняли христианство.

Ассимилированные евреи внесли значительный вклад в культурные и научные достижения Вены. Известные еврейские врачи и психологи, такие как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Виктор Франкл, жили и преподавали там. Евреи активно участвовали в музыке и театре, включая таких личностей, как Густав Малер, Арнольд Шёнберг, Оскар Штраус, Имре Кальман, Макс Рейнхардт, Фриц Кортнер, Лили Дарвас и Элизабет Бернер. Писатели Артур Шницлер, Стефан Цвейг и Феликс Зальтен также стали всемирно известными благодаря своим произведениям.

Альфред Адлер и Зигмунд Фрейд.

Теодор Герцль, основатель светского политического сионизма, жил и умер в Вене. Многие евреи были лидерами Социал-демократической партии. Виктор Адлер и Отто Бауэр, служившие министрами иностранных дел Австрии после Первой мировой войны, также были евреями.

В области медицины трое из четырех австрийских лауреатов Нобелевской премии по медицине того времени были евреями. Более половины врачей и стоматологов Австрии были евреями, как и более шестидесяти процентов адвокатов и значительное количество преподавателей университетов.

Тем не менее, несмотря на их успех и славу, антисемитизм оставался постоянным фактором в Австрии. Как отметил раввин Берел Вайн, известный еврейский историк, «Австрия всегда была известна своим антисемитизмом». И эта ненависть к евреям вскоре проявилась в самой жестокой форме, которую только можно было себе представить.

Два известных антисемита

Пока евреи стремились интегрироваться и добиваться успехов в венском обществе, возродился антисемитизм. На этот раз это был не религиозный антисемитизм, направленный на евреев за то, что они не стали христианами, а расовый антисемитизм, который касался всех евреев, независимо от их религиозных убеждений.

Два особенно влиятельных антисемита того времени были Георг Риттер фон Шёнерер и Карл Люгер.

Георг Риттер фон Шёнерер.

Георг Риттер фон Шёнерер был политиком, идеи которого позже усвоил Гитлер, такие как изгнание евреев из его движения, принятие титула «Фюрер» и приветствие «Хайль». Он заявлял своим последователям, что между немцами и евреями произойдёт битва, и если они не изгонят евреев, то немцы будут изгнаны. После того как он разгромил офис еврейской газеты и напал на её сотрудников, его посадили в тюрьму. Однако после освобождения он продолжил успешно развивать своё пангерманское движение. Двадцать один член антисемитской националистической партии Alldeutsch Parti был избран в австрийский парламент.

Другой яростный и влиятельный австрийский антисемит, Карл Люгер, был пять раз избран мэром Вены в период с 1897 по 1910 год. Сначала император Франц Иосиф отказывался поддерживать его из-за его антисемитизма, но после пятого переизбрания принял его власть. Люгер обвинял евреев в финансовых проблемах Вены и поднимал толпы своим антисемитским рвением. Интересно, что в частной жизни у него всё же было несколько еврейских друзей. Однажды он ответил на вопрос о таком противоречии словами: «Я решаю, кто еврей».

Карл Люгер.

Идеи Люгера оказали сильное влияние на Адольфа Гитлера, который переехал в Вену в 1906 году. В своей книге «Моя борьба» Гитлер упоминает Люгера как одну из личностей, которые сформировали его взгляды на евреев, наряду с фон Шёнерером, о котором говорилось ранее.

Аншлюсс

12 марта 1938 года немецкие войска вошли в Австрию, и нацистская Германия аннексировала страну в событии, известном как Аншлюсс. В ту же ночь еврейские магазины и квартиры подверглись разграблению, а евреев выгнали на улицы, унижая их и заставляя чистить тротуары под аплодисменты австрийских зрителей. Почти сразу же нацисты начали первые депортации евреев в Дахау. Этот внезапный переход от успешных интегрированных граждан к преследуемым и униженным людям стал шоком для австрийского еврейства.

К маю Нюрнбергские расовые законы были применены в оккупированной Австрии. В короткий срок евреи, которые ранее занимали видные и влиятельные позиции в политической и профессиональной сферах Австрии, лишились своих гражданских прав. Их исключили из университетов, запретили занимать государственные должности и многие профессии, и заставили носить желтую звезду. Другие указы запрещали евреям посещать общественные парки, закрывали еврейские магазины и требовали, чтобы евреи принимали имена Сара или Исраэль.

Все еврейские организации и учреждения были закрыты. Однако позже некоторые из них были вновь открыты, когда нацисты начали принудительную эмиграцию, и еврейские организации должны были координировать этот процесс. Адольф Эйхман тесно сотрудничал с Венской службой безопасности, чтобы создать Центральное бюро еврейской эмиграции в Вене. Он садистски разместил его в «ариизированном» дворце Альберта Ротшильда, который был конфискован у Луи ван Ротшильда.

К 17 мая 1939 года почти 130 000 евреев покинули Австрию в рамках политики принудительной эмиграции. Большая часть имущества евреев была «законно» конфискована немцами через различные налоги и требования на получение разрешений на выезд. Когда евреи пытались эмигрировать в Швейцарию, швейцарцы попросили Германию отметить паспорта буквой J (для обозначения евреев), чтобы знать, кому отказывать. Австрийские евреи отправлялись куда угодно — в Англию, Францию, Чехословакию, Америку, Шанхай, Африку, Австралию и Аргентину.

Синагога в руинах.

Во время погрома «Хрустальная ночь» 9-10 ноября 1938 года городские синагоги были сожжены, а 4000 еврейских магазинов и предприятий были разгромлены и разграблены. Единственной уцелевшей синагогой осталась центральная синагога, скрытая от глаз по закону. Возможно, это было сделано также для того, чтобы огонь не перекинулся на соседний отель «Метрополь», который был штаб-квартирой нацистской партии. Во время «Хрустальной ночи» более 6500 австрийских евреев были депортированы в Дахау и Бухенвальд.

Начиная с октября 1941 года, 35 000 венских евреев были депортированы в гетто Минска, Риги и Лодзи, а также в Терезинштадт и другие места в Восточной Европе. К концу 1942 года в городе осталось всего 8 102 еврея. Эти евреи в конечном итоге были отправлены в крупнейший концлагерь в Австрии — Маутхаузен.

Массовые депортации венских евреев начались в октябре 1941 года.

До войны в Австрии проживало около 190 000 евреев. Лишь 5 816 из них дожили до освобождения Австрии, а 65 459 австрийских евреев были убиты. Этот процент был ниже, чем в других странах, поскольку австрийских евреев первоначально вынудили эмигрировать.

По сравнению с другими странами, очень немногие австрийцы пытались спасти евреев. Яд Вашем перечисляет Праведников народов мира, спасавших евреев во время Холокоста. Австрия занимает 18-е место, с всего 113 упомянутыми людьми. Ещё более показательно, что Симон Визенталь, проживавший в Вене после войны, однажды сказал: «Только восемь процентов населения Третьего рейха составляли австрийцы. [Однако] австрийцы были ответственны за половину убийств евреев, совершённых при нацистском режиме».

Еврейская жизнь в Вене после Холокоста

В апреле 1945 года еврейская община Вены была восстановлена, хотя очень немногие венские евреи вернулись в город после войны. Их попытки вернуть свои дома и имущество были отвергнуты. Вена также стала лагерем для перемещенных лиц для выживших евреев из Восточной Европы.

В последующие десятилетия после Холокоста отношение Австрии к своим еврейским гражданам было весьма неоднозначным. С одной стороны, когда советские власти позволили евреям эмигрировать, в Вене был создан транзитный лагерь для них на пути в Израиль. Спустя несколько лет, когда иранские евреи бежали из Ирана после падения шаха, им также потребовалось место для остановки, и они использовали тот же транзитный лагерь.

С другой стороны, открытый антисемитизм продолжает быть распространённым и приемлемым явлением в Австрии. Например, в 1986 году австрийцы избрали Курта Вальдхайма, нацистского коллаборациониста, президентом Австрии. Это произошло несмотря на его роль во Второй мировой войне как переводчика и офицера разведки немецкого военного подразделения, которое депортировало большинство из 56 000 евреев Салоник на смерть. Понятно, что посол США в Австрии, Рональд С. Лаудер, отказался присутствовать на инаугурации Вальдхайма.

На этом архивном фото от 22 мая 1943 года, предоставленном Всемирным еврейским конгрессом, изображён бывший Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм в центре, на взлетно-посадочной полосе в Подгорице, Югославия.

В 2000 году в правительство Австрии вошла ультраправая Партия свободы (FPÖ), возглавляемая Йоргом Хайдером, человеком с открытыми неонацистскими симпатиями. После того как Хайдер публично сделал антисемитские высказывания в адрес Ариэля Муциканта, президента Федерации еврейских общин Австрии, Израиль в знак протеста отозвал своего посла. После переговоров в Иерусалиме с министром иностранных дел Австрии, полные дипломатические отношения были восстановлены в 2003 году.

Под давлением общественности в конце 1980-х годов правительство Австрии начало переосмысливать свою роль в Холокосте, пересматривая «австрийский миф о жертвах», за который они цеплялись со времен Второй мировой войны. В 1991 году канцлер Франц Враницкий выступил в австрийском парламенте с речью, в которой признал совместную ответственность австрийцев за страдания, нанесенные еврейской общине страны. В июле 1993 года Враницкий повторил это признание в речи перед израильским Кнессетом.

Кроме того, Австрия начала внедрять несколько программ и стимулов для поддержки осведомленности о Холокосте и борьбы с антисемитизмом.

Сегодня в Вене растет еврейское население. Оно в основном состоит из потомков выживших и восточноевропейских беженцев, прибывших после Холокоста. Также есть русские и иранские евреи, которые прибыли в Вену через транзитный лагерь и решили остаться. В последние годы также увеличилось израильское население. В Вене зарегистрировано около 15 000 евреев, хотя реальное число, вероятно, выше.

Большинство еврейских учреждений, организаций и кошерных ресторанов расположены в историческом еврейском районе Леопольдштадт, который является центральным еврейским районом Вены. Штадттемпель, единственная синагога, уцелевшая после Холокоста, служит местом расположения офисов общины и главного раввината. Синагога имеет ограниченные часы для посещений и усиленную охрану из-за террористической атаки, произошедшей в августе 1981 года, совершенной палестинскими террористами. Примечательно, что многие члены синагоги не живут в Вене, но поддерживают общину из-за сильных эмоциональных связей, уходящих корнями к их предкам.

Сегодня еврейская община Вены считается одной из самых динамичных в Европейском Союзе, хотя она лишь тень своего былого величия в Золотом веке. Важнейший урок, который оставила Вена для вечности: евреи могут быть успешными, влиятельными и могущественными, занимать высокие должности в правительстве, быть успешными бизнесменами и известными учеными. Однако если в обществе сохраняется безнаказанный антисемитизм, положение евреев всегда будет оставаться нестабильным.

Была ли эта информация полезной?

Да (12)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому