Наша недельная глава начинается с отчета Моше еврейскому народу о материалах, которые были пожертвованы на строительство Мишкана и его атрибутов.
Несмотря на то, что все знали, что Моше большой праведник, и все видели, что во всех его делах проявляется большое благословение, Моше чувствовал, что необходимо дать подробный отчет. Причина этого связана с принципом, который сформулировали еврейские мудрецы: «Подобно тому как человек должен быть чист перед Б -гом, он должен быть чист в глазах людей». Т. е. человек должен вести себя таким образом, чтобы не вызывать подозрений у других, как в имущественных делах, так и во всём, что связано с нарушением запретов.
Эту обязанность наши мудрецы учат из стиха Торы: «Будьте чистыми перед Б -гом и перед еврейским народом» (Бемидбар, 32:22).
И еще сказали наши мудрецы: «Удаляйся от уродливого (то есть от греха) и от всего, что похоже на него (то есть может дать основания для подозрения в грехе)» (Хулин, 44б).
О том, насколько важно быть скрупулезным, чтобы не вызывать подозрений у других людей, мы можем выучить из слов мишны в трактате Шкалим.
Мишна рассказывает о том, каким образом должен был быть одет тот, кто заходил в специальную комнату в Храме, где были помещены пожертвования, с целью взять часть из них для покупки общинных жертвоприношений. Чтобы его никто не заподозрил в том, что он возьмет деньги себе, ему было запрещено входить за завесу в длинной одежде с подогнутыми снизу полами, в обуви, в тфилин и с камеей, поскольку в этих вещах была возможность спрятать монеты. Туда было запрещено входить и обладателю длинных волос, в которых тоже была возможность спрятать монеты. Более того, с тем, кто вошел за завесу, разговаривали непрерывно, пока он не выйдет, во избежание подозрения, что он спрячет деньги во рту.
А в истории, которую приводит рав Ицхак Сильвер в книге «Пути мира и добра» про Хафец Хаима, мы можем найти пример, как скрупулезно подходят великие раввины к тому, чтобы на них не пала ни малейшая тень подозрения.
И так он пишет.
Когда сын этого великого праведника решил претендовать на должность раввина в одном из городов, Хафец Хаим, естественно, желал ему успеха. Однако в то же время к нему обратился другой уважаемый знаток Торы, который, не зная о планах сына Хафец Хаима, попросил дать ему рекомендацию для занятия той же должности.
Хафец Хаим ни на минуту не колебался в вопросе, как поступить. Его честность была настолько безупречна, что он даже не думал о том, чтобы не написать рекомендацию или написать ее не в полную силу. Личная заинтересованность не имела для него значения перед лицом справедливости.
Единственное, что беспокоило Хафец Хаима — это опасение, что его действия могут быть неправильно истолкованы. Он боялся, что если другой претендент узнает о желании его сына занять ту же должность, то может подумать, будто Хафец Хаим использовал полученные от него сведения, чтобы выдвинуть своего сына на эту позицию.
Чтобы избежать даже тени сомнения в своей честности, Хафец Хаим решил искать для сына место раввина в другом городе. Он не хотел давать повод усомниться в своей порядочности и непредвзятости.
Этот поступок Хафец Хаима показывает, насколько важно человеку отдаляться от всего, что может вызвать малейшее подозрение в неэтичном поведении, даже если он совершенно чист перед Б-гом и людьми. Истинная праведность требует не только поступать правильно, но и избегать любых ситуаций, которые теоретически могли бы быть неверно истолкованы другими.