Вопрос:
Как мы можем быть уверены, что все законы и правила, которые постановили наши мудрецы, на 100% верны? Еврейские мудрецы могут ошибаться?
Ответ:
В комментарии на трактат Бава Мециа (59б) Виленский Гаон усиливает Ваш вопрос. Он пишет, что практически невозможно человеку достичь уровня, чтобы быть полностью уверенным в безошибочности всех его постановлений и интерпретаций Торы. И на это есть несколько причин.
Во-первых, законы Торы чрезвычайно обширны и глубоки, они сравнимы с необъятным морем. Чтобы постичь их, требуется огромная мудрость, эрудиция и знания.
Во-вторых, каждый день возникает множество новых ситуаций и вопросов, не описанных напрямую в Торе. Чтобы дать на них ответ, недостаточно просто знать первоисточники — нужно уметь делать из них логические выводы, рассуждать по аналогии и т.д.
Но даже обладая всеми этими навыками, мудрец не застрахован от ошибок. Ведь зачастую существует несколько возможных решений, несколько параллелей и доводов, и очень легко выбрать неверный путь.
Однако, продолжает Виленский Гаон, мы не должны отчаиваться, поскольку желание Творца заключается в том, чтобы мы поступали так, как укажут нам мудрецы Торы, даже если они «ошибаются».
И это, по словам Виленского Гаона, сообщает нам Мидраш (Бэрешит Рабба): при сотворении мира ангелы утверждали, что не стоит создавать человека, ведь материальный человек так далёк от истины! Мидраш продолжает: «Что сделал Всевышний? Послал истину на землю, как сказано (Тэилим 85, 12): «Истина из земли произрастёт»».
Имеется в виду, что Творец передал Тору в руки мудрецов Торы. И с тех пор то понимание, которого достиг подлинный мудрец Торы, изучавший её по всем правилам, считается истиной.
Более того, в комментарии на Мишлей (16:10) Виленский Гаон пишет, что у мудрецов Торы есть особая защита с Небес, оберегающая их от вынесения неверных постановлений. И по этой причине сказанное про царя Давида: «И Б-г с ним» (Шмуэль 1, 16:18) наши мудрецы интерпретируют как: «Закон всегда соответствует его мнению» (Санедрин, 93б). И если это так по отношению к индивидуальному мудрецу Торы, то тем более это верно в отношении таких фундаментальных произведений, как Мишна, Талмуд, Шульхан Арух. Каждый, кто хотя бы немного изучал эти труды, видит, что они не могли быть написаны без необычайной помощи Свыше.
Итак, хотя теоретически мудрецы Торы могут ошибаться, на практике мы обязаны всецело полагаться на их постановления. Ведь такова воля Творца — чтобы мы неукоснительно следовали указаниям Его посланников в этом мире, даже если порой нам кажется, что они заблуждаются. Тем более, что сами мудрецы Торы находятся под особым Б-жественным покровительством, надёжно защищающим их от ошибок в толковании Закона.