«Вот речи, какие говорил Моше всему Израилю на берегу Иордана, что в пустыни, что в степи, против Суфа, между Паран и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заѓав» (Дварим, 1:1).
Почти весь Хумаш Дварим состоит из порицания, которое Моше сделал евреям перед своей смертью, чтобы направить их на верную дорогу. По мнению наших мудрецов, места, упомянутые в тексте – часть порицания. Названия этих мест намекают на различные грехи, которые евреи совершили во время хождения по пустыне. Моше не называет грехи в открытой форме, чтобы не стыдить евреев открыто.
Из этого мы учим о том, что, порицая ближнего, важно хорошо обдумать слова с тем, чтобы это сделать в почетной, не обидчивой форме.
И так предписывает поступать Рамбам (Ѓилхот Деот, 6:8): «Тот, кто порицает своего ближнего…, должен делать это наедине с ним, говорить спокойно и в мягких выражениях, и объяснить ему, что делает это только для его блага… Когда человек начинает порицать ближнего, то не должен говорить с ним резко, чтобы не унизить его». Рамбам пишет, что если еврей унижает другого, порицая его, он нарушает тем самым запрет Торы (Ваикра, 19:17): «порицай ближнего правильно… и не понесешь за него грех». Сказали наши мудрецы, что имеется в виду, что порицать следует только таким образом, когда человек не обижается, в противном случае – ты понесешь за это порицание грех.
Кроме того, что, унижая ближнего, еврей нарушает запрет Торы, его слова также не будут услышаны и не достигнут своей цели, поскольку обидные слова отбивают у человека какое-либо желание прислушаться к ним. И так сказал царь Шломо (Коэлет, 9:17): «слова мудрых, когда они будут сказаны спокойно, будут услышаны».
Виленский Гаон в своем комментарии к книге Мишлей (10:20) пишет о различии между человеком, умеющим порицать, и человеком, который этого делать не умеет: тот, кто не умеет порицать, употребляет слова жесткие и выражает презрение, говоря: «Ты почему так делаешь?!», позорит человека. Но праведник, умеющий порицать, подходит с добрыми словами, с утешением и приближает человека к Торе, чтобы тот захотел его слушать. И все стремятся к общению с таким человеком.