«Быть может, есть среди вас мужчина или женщина…, чье сердце уклоняется сегодня от Г-спода, Б-га нашего…, говоря: “Мир будет мне, когда за желаниями сердца моего ходить буду…”» (Дварим 29, 17-18)
Некоторые полагают, что истинная свобода заключается в безоговорочном следовании своим сиюминутным порывам и желаниям. Они считают, что человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда позволяет себе действовать согласно любому возникающему импульсу, не ограничивая себя моральными или этическими рамками. Однако стоит задуматься: действительно ли такой образ жизни является воплощением подлинной свободы?
Можно ли назвать человека, «ходящего за желаниями сердца своего», свободным?
Возьмем, к примеру, вспыльчивого человека, который при малейшем раздражении приходит в ярость. Он не глуп и хорошо понимает, что его «слабость» разрушает ему жизнь – люди сторонятся его, он одинок, однако не в состоянии перебороть себя. Можно ли назвать такого человека, «ходящего за желаниями сердца своего», свободным? Нет сомнения, что он не только не свободен, но и является самым настоящим рабом – рабом самого себя!
Сколько людей понимают, что курить вредно, но продолжают курить? Сколько людей понимают, что им необходимо соблюдать диету, но, несмотря на это, продолжают есть пищу, которая вредит их здоровью? Все эти люди находятся в рабстве у своих сиюминутных желаний.
Истинная свобода – это возможность действовать согласно пониманию того, что будет лучше для самого человека в долгосрочной перспективе. Это способность принимать осознанные решения, основанные на глубоком понимании себя и окружающего мира, а не на мимолетных импульсах или сиюминутных желаниях.
Наши мудрецы утверждают (Кидушин, 30б), что самое верное средство, с помощью которого человек сможет обуздать свои страсти, – это изучение Торы.
Почему же?
Прежде всего, потому что Тора предоставляет нам систему ценностей и этических принципов, которые помогают различать между истинными потребностями и преходящими желаниями. Она учит нас самодисциплине и самоконтролю, давая инструменты для управления нашими эмоциями и импульсами.
Изучение Торы также развивает в человеке критическое мышление и способность к самоанализу. Оно помогает нам лучше понимать свои мотивы и последствия наших действий, что является ключевым аспектом истинной свободы. Тора учит нас ответственности за свои поступки и их влияние на окружающих, что является неотъемлемой частью подлинной свободы.
Более того, Тора предлагает путь к духовному росту и самосовершенствованию. Она показывает, как человек может преодолеть свои низменные инстинкты и стремиться к более высоким целям.
Всё это освобождает нас от ограничений нашей природы и позволяет достичь нашего полного потенциала.
Именно поэтому в Пиркей Авот (6:2) сказано: «(По-настоящему) свободный человек – это только тот, кто изучает Тору». Изучая Тору, человек обретает инструменты для достижения истинной свободы – свободы от рабства своих страстей и сиюминутных желаний, свободы выбирать то, что действительно важно и ценно в долгосрочной перспективе.