В Торе описан момент, когда Лот сидит у ворот Содома: «וְלוֹט יֹשֵׁב בְּשַׁעַר סְדֹם». Раши обращает внимание на то, что слово יושב написано без буквы вав (ישב), что намекает на то, что Лот был назначен судьей именно в тот день (ישב обычно обозначает прошлое время), а не занимал эту должность издавна. Возникает вопрос: почему для нас важно это знать?
Ответ на этот вопрос можно получить, размышляя о природе истинности и обмана. Мудрецы утверждают (трактат Шаббат 104а), что истина (эмет — אמת) стоит на двух ногах, а у лжи (шекер — שקר) – только одна нога (обратите внимание, как пишутся эти слова на иврите – у слова «эмет» все буквы в основании имеют две опоры, а у слова «шекер» – только одну).
Эта метафора акцентирует внимание на двух важных аспектах: нестабильности лжи и легкости её раскрытия при ближайшем рассмотрении. Ложь, подобно человеку, стоящему на одной ноге, может быть легко опрокинута, и при глубоком исследовании быстро становится ясным, что у неё нет твёрдого основания. К тому же, ложь, подобно стоящему на одной ноге, не продержится долго и в конце концов будет противоречить самой себе.
Ситуация с Лотом служит иллюстрацией данного принципа. В тот же день, когда его назначили судьей, жители Содома быстро забыли об этом, выражая удивление, как Лот может судить их, ведь он только недавно прибыл к ним.