Вопрос:
Согласно имеющейся у нас заповеди, мы обязаны есть мацу в первые две ночи Песаха (в Израиле только в первую ночь). Но как насчет остальных дней праздника? Есть ли у нас какие-то обязательства есть мацу, не считая Шабата и праздничных трапез, когда мы должны произносить благословение на хлеб — а-Моци?1
Ответ:
В Торе сказано: «Семь дней ешьте опресноки…»2 Что ж, кажется, что это довольно явно указывает на то, что мы обязаны есть мацу каждый день Песаха.
Однако в той же главе, но уже в другом стихе говорится иначе: «Четырнадцатого числа первого месяца вечером будете есть опресноки»3, — и получается, что имеется в виду только первая ночь (или, если в диаспоре, первые две ночи) Песаха.
Талмуд примиряет эти два стиха, основываясь на третьем: «Шесть дней ешь опресноки, а в день седьмой — праздничное собрание»4, — таким образом объясняя, что есть мацу обязательно в первую ночь (или две ночи), тогда как для остальной части праздника это необязательно.
Так почему же тогда в первом из вышеприведенных стихов говорится: «Семь дней ешьте опресноки…»? Дело в том, что, если кто-то в течение Песаха хочет во время трапезы употребить хлеб, ему нужно взять мацу, учитывая, что хамец запрещен.5
Некоторые авторитеты придерживаются мнения, что, когда Талмуд говорит, что необязательно есть мацу в течение остальных дней праздника, речь идет об относительной «необязательности» по сравнению с первыми. Поскольку заповедь Торы все-таки гласит, что в течение всего Песаха надо есть мацу, но отдельно выделяет первые дни, фактически обязательство распространяется на весь праздник, но при этом серьезность его нарушения в первые дни гораздо серьезнее, чем в последующие.6
И все же большинство наших мудрецов,7 включая рава Шнеура Залмана из Ляд в его Сводах еврейских законов,8 придерживаются мнения, что в другие дни Песаха нет обязанности есть мацу. Но, конечно, запрет есть хамец обязателен.
Заповедь по-прежнему действует
И все же некоторые законоучители пишут, что существует еще как бы «небольшая» заповедь — есть мацу каждый день Песаха.9 И объясняется, что это особенно касается последнего дня (дней).
По мнению каббалистов, употребление мацы в первые дни Песаха укрепляет нашу веру, и тогда есть мацу обязательно. Но употребление в пищу мацы в последний день (дни), когда это необязательно, укрепляет веру еще сильнее.
Поскольку мы узнаем из стиха конкретно о седьмом дне, что есть мацу в последние дни необязательно («шесть дней ешь пресный хлеб, а в седьмой день будет собрание»), седьмой (и восьмой) день особенно связан с тем, что есть мацу необязательно.10
Таким образом, хотя нет обязанности есть мацу до конца праздника, мы все же должны стараться это делать.
Так пусть же все мы удостоимся счастливого, кошерного и здорового Песаха!
Сноски
- См. Шулхан Арух а-Рав (475:32) о том, что, хотя теоретически можно было бы использовать мацу, приготовленную с фруктовым соком, по обычаю, на Песах такую мацу не едят. Таким образом, для произнесения благословения а-Моци нужно использовать обычную мацу.
- Шмот, 12:15.
- Шмот, 12:18.
- Дварим, 16:8.
- Талмуд, Псахим, 120a.
- Гра, Маасе Рав,185.
- См., например, Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 639:11.
- Шулхан Арух а-Рав, 475:32.
- См. Биурей Зоар Цемаха Цедека, стр. 96; Сефер а-Маамарим, 5668, стр. 171.
- См. Ликутей Сихот, т. 7, стр. 275; т. 22, стр. 33.