Вопрос:
Шалом!
Есть ли объяснение, помимо практического, порядка накладывания тфилин?
С уважением, Дов
Ответ:
Уважаемый Дов,
Мы сначала накладываем тфилин на руку, а затем на голову, поскольку именно такой порядок упоминается в стихе Торы: «И повяжешь их как знак на руку твою, и будут они знаками между глазами твоими».
Перед тем как затянуть тфилин на руке, мы произносим благословение «леханиах тфилин» («наложить тфилин»), которое относится также и к накладыванию головного тфилина. Это благословение произносится до затягивания тфилина, поскольку благословение должно предшествовать заповеди и быть произнесено непосредственно перед её исполнением. Заповедь повязывания исполняется именно через затягивание.
После этого нужно как можно быстрее наложить головной тфилин, поскольку Тора соединяет их вместе, как написано: «И будут знаком на руке твоей и памятью между глазами твоими». Поэтому сразу после семи обвиваний ремешка вокруг руки, но до обвивания на кисть руки, мы накладываем головной тфилин. И только после наложения головного тфилина завершаем наложение ручного тфилина обвиванием ремешков вокруг пальцев.
Ремешки на ладони мы завязываем в форме буквы шин, создавая буквы имени «Шадай» (шин, далет, йод). Вот где мы встречаем эти буквы при накладывании тфилин:
Шин образуется на ладони с помощью ремешков, далет — это узел головного тфилина сзади (по некоторым обычаям его форма как открытый квадрат, напоминающий букву далет), йод — это узел ручного тфилина возле коробочки.
При обвивании ремешка вокруг пальцев принято произносить стихи из книги пророка Ошеа (2:21-22): «И обручу тебя Мне навеки, и обручу тебя Мне правдой и правосудием, милостью и милосердием. И обручу тебя Мне верностью, и ты познаешь Господа». Обвивание ремешка вокруг среднего пальца (как правило) делается в виде трёх витков, символизирующих «обручальное кольцо» между нами и Всевышним. Это глубокое выражение завета между народом Израиля и их Небесным Отцом — завета любви, веры и вечной связи.