Вопрос:
Уважаемый рав, шалом! Запрет носить кожаную обувь в Йом Кипур основан на том, что в древности это была самая удобная обувь. В наше время существует множество других видов удобной обуви. С другой стороны, кожаная обувь может быть неудобной или тесной. Понятно, что кожаную обувь надевать не будут, но как следует поступать в наше время: следовать букве закона или его духу?
Ответ:
Шалом! Ваш вопрос затрагивает важную тему толкования закона о запрете ношения обуви в Йом Кипур. Прежде чем ответить, давайте проясним разрешение носить некожаную обувь.
Бейт Йосеф приводит мнения Рифа и Рамбама. Риф запрещает только кожаную обувь. Рамбам запрещает любую обувь, в которой не чувствуется твердость земли. По мнению Бааль ха-Маора (приводится Раном в трактате Йома), любая обувь, которая защищает ногу, запрещена, даже если она не из кожи. Галаха следует мнению Рифа, что запрещена только кожаная обувь (Шулхан Арух 614:2). Однако возникла дискуссия об удобной обуви. Пней Меирот и Хатам Софер, основываясь на Рамбаме, считают, что нельзя носить обувь, не дающую ощущения хождения босиком. Мишна Брура рекомендует следовать этому мнению (614:5).
Рав Шломо Залман Ойербах разрешал носить удобную некожаную обувь в Йом Кипур. Он считал, что в наше время мы все «истнисим» (изнеженные), поэтому нам разрешено носить удобную обувь, как указано в Рама (614:4) (Халихот Шломо, Йом Кипур, глава 5:16-17). Рав Нисим Карелиц придерживался более строгого подхода. Он считал, что обувь из синтетической кожи может быть запрещена по основному закону, так как имеет форму обычной обуви. Рав Карелиц полагал, что ключевым фактором является не материал, а форма и удобство обуви (Хут Шани, Йом Кипур, стр. 136).
Таким образом, мы видим, что есть мнения в галахе, что очень удобная некожаная обувь запрещена.
Объяснение мнения, что некожаная обувь, даже если она очень удобная, не запрещена, можно найти в каббале. Шла пишет, что обувь символизирует наше тело, в котором находится лишь нижняя часть души, как объясняет рав Хаим из Воложина. Поэтому в ситуациях, когда необходимо возвыситься над телесным, требуется быть без обуви. Только кожаная обувь считается полным образом тела.
Таким образом, можно сказать, что именно кожаная обувь является прообразом тела, так как она изготовлена из материала, предназначенного для содержания тела.
Заключение: В этом вопросе существуют два подхода. Некоторые авторитеты полагают, что даже по букве закона очень удобная некожаная обувь может быть запрещена, считая ключевым фактором не материал, а форму и удобство обуви. С другой стороны, есть мнение, разрешающее любую некожаную обувь, даже очень удобную. Объяснение, почему по этому мнению запрещена именно кожаная обувь, можно найти на каббалистическом уровне: согласно ему, только кожаная обувь считается полным образом тела, от которого мы должны отстраниться в Йом Кипур.