Вопрос раввину:
В книге Шофтим царь Шауль просит женщину обратиться к душе ушедшего пророка Шмуэля с вопросом. И эта женщина смогла достать душу пророка из очень высокого места и получить ответ на вопрос царя Шауля. Кто была эта женщина? Почему ее не убили по прямому указанию Торы убивать таких людей? Почему царь Шауль решил прибегнуть к такому способу? То есть что мы из всего этого учим?
Ответ:
Шалом! Ваш вопрос поистине заслуживают внимания, ведь он касается одного из наиболее необычных эпизодов в Танахе, точнее в книге Шмуэль I (а не в книге Шофтим, как Вы отметили), где благородный царь Шауль, накануне судьбоносной битвы с филистимлянами, обращается к волшебнице из Эйн-Дора для вызова духа ушедшего пророка Шмуэля, нарушая тем самым строгий запрет.
Я постараюсь ответить на Ваши вопросы последовательно, следуя мудрому наставлению из Пиркей Авот: «Мудрец отвечает на вопросы в порядке их поступления, сначала на первый, затем на последующий». Надеюсь, мои объяснения удовлетворят Вас.
Кто была колдунья из Эйн-Дора и почему ее не наказали?
Колдунья из Эйн-Дор была женщиной, обладавшей способностью призывать духов усопших через ритуал, известный как Ов. В мишне в Трактате Санедрин уточняется, что такие колдуны могли вызывать дух мертвого, «держа его подмышкой», и задавать ему вопросы. Как сказано в книге Шмуэль, она жила в месте Эйн-Дор, упомянутом в книге Йеошуа как город в уделе колена Менаше, это город упоминается также в Теилим. В Пиркей де-Раби Элиезер добавляет, что она была матерью Авнера, главнокомандующего войсками Шауля. Хотя Авнер считался праведником, его мать занималась деятельностью, осуждаемой в Иудаизме. Из книги Шмуэль видно также, что она долгое время не практиковала «свое ремесло», опасаясь гнева Шауля, преследовавшего всех колдунов.
Почему ее не наказали?
Тора строго запрещает подобные действия и предусматривает за них смертную казнь. Причина этого запрета — желание Творца, чтобы мы обращались лишь к Нему за знанием будущего. Подробнее об этом можно прочитать в моей статье на сайте. Кроме того, Тора призывает нас держаться подальше от умерших, поскольку Её цель — чтобы мы жили (по этой причине, кстати, почти все виды ритуальной нечистоты связаны с покойниками). Это суровый запрет, за нарушение которого Тора предусматривает смертную казнь.
Тогда почему же, как Вы верно отмечаете, ее не казнили за сеанс вызывания духа для Шауля?
Во-первых, можно сказать, что её не наказали из-за отсутствия двух кошерных свидетелей.
Кроме того, в данном случае она не была предупреждена о возможности казни за свои действия, что является обязательным условием для вынесения смертного приговора согласно еврейскому закону.
Почему царь Шауль решил прибегнуть к такому способу?
Это, действительно, важный и непростой вопрос, ведь речь идет об одном из самых больших праведников, которые когда-либо были в еврейском народе. В Танахе говорится, что он «был выше всего народа». Речь идет, прежде всего, о том, что он был духовно выше всего народа. Мудрецы в трактате Йома также сообщают нам, что он был абсолютным праведником, человеком, который не пробовал вкус греха. Если так, как можно объяснить его обращение к колдунье, ведь, несмотря на то что он сам не вызывал духа, но ведь обращаться к тем, кто вызывает духов, тоже запрещено, как сказано в главе Кдошим.
Возможно сказать, что Царь Шауль, столкнувшись с критической ситуацией и не получая ответов от Господа, решается на шаг, поскольку он считает, что в этой ситуации он сталкивается с вопросами о «пикуах нефеш» (опасность для жизни), и в такой ситуации почти все запреты отодвигаются ради спасения жизни.
Какие же уроки мы можем выучить для себя из этого эпизода?
Из этого эпизода мы извлекаем важные уроки. Во-первых, судить человека нужно с лучшей стороны. Даже великий праведник в момент отчаяния может совершить ошибку.
Этот эпизод также служит поводом для обсуждения и размышлений о загробном мире в рамках еврейской традиции и каббалы. Наши мудрецы, анализируя этот текст, извлекли множество уроков о природе души, состоянии после смерти и взаимодействии между физическим и духовным мирами. В различных источниках, включая Талмуд и каббалистические труды, обсуждаются детали о жизни после смерти, судьбе душ и возможности их взаимодействия с живыми.