«И воззвал (Г-сподь) к Моше» (Ваикра 1:1).
«И воззвал (Г -сподь) к Моше» (Ваикра, 1:1).
Пишет Раши, опираясь на слова мудрецов, что это не единственный раз, когда Творец воззвал к Моше, прежде чем сообщить ему что-либо: каждому речению предшествовало обращение Г -спода.
Талмуд в трактате Йома (4б) сообщает, что мы учим из этого законы учтивости: каждый раз, когда человек желает сказать что-либо своему ближнему, следует прежде обратиться к нему (по имени).
В чем же важность такого обращения?
Ответ на этот вопрос можно получить, внимательно прочитав слова Раши к вышеупомянутому стиху. Раши объясняет: то, что Всевышний в начале своей речи воззвал к Моше, выражает Его расположение и благосклонность. Раши пишет, что таким обращением пользуются ангелы-служители, как сказано (Йешаяу, 6:3): «И воззвал один к другому…» В противоположность этому, утверждает Раши, «пророкам из народов мира Г-сподь явил себя выражением, указывающим на случайный, разовый характер.., как сказано (Бемидбар, 23:4): «И случился Б -г Биламу»».
Из этих слов проясняется, что, обращаясь к ближнему по имени, мы показываем его важность в наших глазах. Этим мы даем товарищу почувствовать, что наши отношения основываются на взаимной симпатии и расположении и эти отношения носят не случайный характер.
Мы уже писали, что само слово почет на иврите обозначается словом «кавод», которое является однокоренным слову «кавед» – тяжелый, весомый. И это потому, что настоящий почет оказывается человеку, когда тот чувствует свою «весомость» в наших глазах, свою важность.