Вопрос:
Уважаемый раввин, существуют противоречивые мнения о позиции Рамбама относительно вечного наказания в аду. В интернете часто пишут, что Рамбам отвергал концепцию вечного ада для нераскаявшихся грешников. Однако в лекции рава Йорана Руфена утверждается обратное. Какова была истинная позиция Рамбама по этому вопросу?
Ответ:
Концепция вечного ада упоминается в Талмуде. В трактате «Рош а-Шана» (17а) говорится о грешниках, которые спускаются в Геином и подвергаются там суду на все поколения. Это отличается от обычного случая, когда душа грешника пребывает в Геиноме лишь 12 месяцев.
Поскольку Талмуд однозначно указывает на этот принцип, нельзя утверждать, что Рамбам с ним не согласен. И действительно, в «Законах Тшувы» (3:6) Рамбам перечисляет таких грешников и пишет: «Нет им доли в будущем мире, но они отсекаются и пропадают, и судятся за величину своего злодейства и грехов вовеки веков».
Уместно упомянуть и слова Талмуда в трактате «Санедрин» (110б) о «толкователях сокровенных мест Писания», которые утверждали, что все обретут долю в будущем мире.
В святых книгах поясняется: толкователи признают, что некоторые души лишены доли в будущем мире, как сказано в мишне. Однако они утверждают, что Всевышний находит скрытые пути, включая гильгуль нешамот (перевоплощение душ), чтобы привести эти души в будущий мир. Аризаль (Шаар Агильгулим, 15) связывает это с текстом из книги Шмуэль (14:14): «думает Бог о том, чтобы не был отторгнут от Него отверженный».