Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Почему некоторые виды кузнечиков (саранчи) считаются для кого-то кошерными?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

В законах кашрута Тора запрещает употреблять в пищу большинство насекомых, неоднократно называя их потребление «мерзостью».1 При этом некоторые виды кузнечиков и саранчи были разрешены. Однако за исключением лишь очень немногих и конкретных общин, мы не встречаем, чтобы евреи этих насекомых ели, и дело отнюдь не во вкусе.

Давайте разберемся в этой ситуации и начнем с самого начала.

Признаки кошерного насекомого

Тора2 предоставляет нам ряд признаков, благодаря которым можно определить, является ли тот или иной вид насекомого кошерным. Мишна подводит этому итог:

«… Из летучих насекомых: все, у кого есть четыре ноги, строение которых позволяет им скакать по земле, и четыре крыла, покрывающие большую часть тела, являются кошерными. Рабби Йосе говорит: [В дополнение к этим признакам] его имя должно быть хагав (название этого семейства упомянуто в Торе)».3

Другими словами, даже имея все необходимые признаки, саранча должна принадлежать к роду хагав. Как рассказывает Талмуд, существует 800 различных видов кузнечиков и саранчи,4 и только восемь из них являются кошерными.5 А поскольку, по большей части, мы больше не располагаем достаточной информацией и не способны идентифицировать, какая именно саранча относится к роду хагав, становится невозможным определить, какие виды этих насекомых являются кошерными. Поэтому, чтобы обезопасить себя от нарушения, в наше время мы воздерживаемся от употребления в пищу любых видов саранчи.6

Такое решение было принято, чтобы упростить ситуацию. Однако с ним согласились не все.

Общины, которые едят саранчу

С давних пор и по сей день в некоторых марокканских и йеменских еврейских общинах (и тех, кто от них произошел) сохраняются знания о том, какие конкретные виды саранчи являются кошерными.

Наиболее широко распространенным видом среди них считается пустынная саранча (Schistocerca gregaria).7 Ее важной особенностью является то, что эта саранча представляют наибольшую угрозу для сельскохозяйственных культур, так как она роится и может быстро перелетать на большие расстояния.

Интересно, что некоторые авторитеты связывают эти факты друг с другом и объясняют, что Тора разрешила этот вид саранчи именно потому, что он потребляет все сельскохозяйственные культуры. Таким образом, даже когда все зерновые культуры будут съедены саранчой, людям останется что-то, что можно будет съесть.8 Другие же считают, что отличительной чертой кошерных кузнечиков является то, что они иногда роятся.9

Однако, хотя у некоторых общин и сохранилась информация относительно идентичности кошерных видов саранчи, большинство все же воздерживается от ее употребления.

Запрет на саранчу, установленный рабби Хаимом ибн Аттаром (Ор а-Хаим)

Рабби Хаим ибн Аттар (1696–1743, более известный по имени своего комментария к Торе как Ор а-Хаим, “свет жизни”) родился в Марокко и прожил там большую часть своей жизни, прежде чем эмигрировать в Иерусалим, где он оставался до конца своих дней. Таким образом, он долгое время находился в местности, где некоторые евреи ели кузнечиков. Однако по ряду причин рабби Хаим вынес запрет на ее употребление. И одна из главных причин была связана с признаками кошерности саранчи.

Важным признаком кошерности насекомого является наличие у него «скачущих ног», которые называются карцулаим. В своем комментарии Ор а-Хаим соглашается с мнением Раши, согласно которому «высоко на теле насекомого, возле его шеи, должны быть две вытянутые ноги — помимо его [обычных] четырех ног. Когда оно хочет полететь или подпрыгнуть с земли, оно делает это именно благодаря ним».

Тем не менее, он указывает, что среди обычных кузнечиков и саранчи, в том числе у тех видов, которых к тому моменту многие привыкли кушать, «скачущие ноги» находились ниже четырех «ходячих ног», и расположены они были по направлению к задней части тела насекомого.

Исходя из этого, а так же по ряду других причин, рабби Хаим ибн Аттар приходит к выводу, что местный обычай поедания этих видов саранчи основывается на ошибке, и люди должны впредь воздерживаться от употребления в пищу любых кузнечиков и саранчи из-за трудности идентификации кошерных видов среди огромного числа различных видов, подавляющее число которых некошерно.

Ор а-Хаим пишет, что до этого общины в его районе регулярно страдали от нашествий саранчи, которая появлялась каждые два или три года и опустошала посевы. Но за 20 лет с тех пор, как они начали прислушиваться к его запрету, не произошло ни одного случая нашествия саранчи, которая как-либо испортила бы урожай.10

Те же еврейские общины, которые до сих пор придерживаются традиции поедания определенного вида саранчи, объясняют, что карцулаим — это на самом деле небольшие вытянутые ножки на конце «скачущих ног» насекомых, а этот признак действительно присущ пустынной саранче, о которой мы упоминали выше.

Итог

Хотя в некоторых общинах и в наши дни существует традиция относительно допустимости употребления в пищу определенных видов саранчи, все же большинство общин от него воздерживаются — во-первых, из-за отсутствия четкого обозначения разрешенного вида, а во-вторых, из-за запрета рабби Хаима ибн Аттара.

Согласно большинству мнений, если чья-то семья не относится к общинам, у которых есть четкая передающаяся из поколения в поколение традиция идентификации подходящей саранчи, следует воздерживаться от ее употребления в пищу.11

Сноски

  1. Ваикра, 11:20, 23.
  2. Ваикра, 11:21-22.
  3. Мишна, Хулин, 3:7. Первые два из этих признаков (четыре ноги и возможность скакать по  земле) явно указаны в самом стихе Торы, а следующие два (четыре крыла, покрывающие тело) взяты уже из Талмуда (Хулин, 65-66).
  4. Талмуд, Хулин, 65б.
  5. В главе Ваикра, 11:22, перечисляется четыре вида кошерных летающих насекомых: непосредственно саранча, сольам, харголь и хагав. Мудрецы Талмуда (Хулин, 65б) объясняют, что фраза «после роду ее», которая следует в этом стихе Торы за каждым перечисленным видом, служит для включения в общий список разрешенных насекомых дополнительного подвида, похожего на уже упомянутый, в результате чего общее их количество достигает восьми.
  6. См. Раши на Ваикра, 11:21.
  7. Тхумин, т. 19, стр. 283-299; Зоар Амар, ха-Арбе бе-Мсорет Исроэль, стр. 106.
  8. См., например, рав Моше Толедано (1724-1773), Мелехет а-Кодеш, Шмини, 11:21.
  9. См. рабби Амрам Корах (последний главный раввин Йемена), Саарот Тейман, стр. 93; Арихат а-Шулхан, т. 3, стр. 136; рабби Йосеф Капах, Алихот Тейман: еврейская жизнь в Сане, стр. 218.
  10. См. его работу «При Тоар», Йоре Деа, 85:1. См. также его комментарий Ор а-Хаим к книге Ваикра, 11:21. Интересно, что там он говорит, что прошло двенадцать лет с тех пор, как работа над его комментарием была завершена.
  11. См. Таз на Шулхан Арух, Йоре Деа, 85:1. Следует отметить, что среди законоучителей всегда велись споры о том, может ли кто-то из местных жителей, у которых нет особых традиций в области кошерности представителей местной фауны (обычно это относится к кошерности разных видов птиц), полагаться на тех, кто делает иначе (см. Шулхан Арух, Йоре Деа, 82:5 и комментарии на этот стих).

Тем не менее, особенно в отношении саранчи, существует еще больше причин для устрожения из-за вопросов, которые упомянул рабби Хаим ибн Хатар в своем комментарии на Йоре Деа, 85:1. (Конечно, раввины тех общин, которые имели обыкновение употреблять эти виды насекомых в пищу, отвечают на поставленные рабби Хаимом вопросы. Однако эти частности уже выходят за рамки этого довольно общего обзора.)

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому