Мудрецы Талмуда говорят, что человек должен всегда накрывать себе стол в Моцей Шабат (так называют субботний вечер после Шабата). Кроме того, делать это полагается со всеми особыми приготовлениями, естественными для праздничного застолья, даже если хочется съесть совсем немного, потому что главное — это с честью проводить Шабат, как самого дорогого гостя.1 Не случайно такая трапеза называется Мелаве Малка, что означает «Сопровождение Царицы».
Когда внимательно читаешь Талмуд, кажется, что сам факт того, что в вечером после исхода субботы надо накрыть на стол, считается даже важней, чем кушать в течение этой трапезы. И это написано в связи с той идеей, что в пятницу днем следует заранее накрывать стол в честь Шабата, который наступит позже, перед наступлением темноты.
Так же есть идея о том, что четыре трапезы Шабата, служат опорой для Небесной Колесницы Создателя, и таким образом устраивание Мелаве Малка помогает нам вызвать особую Божественную милость способствовать избавлению от мук, которые могут постичь нас после Небесного суда.
Тем не менее, значение трапезы Мелаве Малка в честь проводов Шабата заключено в более глубокой идее.2
Дополнительный ман и для вечера субботы
Последний Любавический Ребе объясняет, что более глубокая причина проведения этой трапезы связана с маном, который обеспечивал евреям пропитание в течение 40 лет их странствий по пустыне.
Каждое утро для сынов Израиля выпадало достаточно мана, чтобы собрать по омеру (приблизительно 2,2 л) на каждого. Этого хватало, чтобы оставаться сытым весь день и даже на протяжении ночи. А каждую пятницу евреи находили двойную порцию мана, предназначенную сразу и для пятницы, и для субботы.
Дополнительная порция, получаемая в пятницу, была осязаемым выражением особой чести, оказываемой Шабату.
Принимая во внимание, что каждая порция выпадавшего мана предназначалась для целого дня и следующей за ним ночи, можно сделать вывод, что дополнительная порция в честь субботнего дня включала в себя также пищу и для Моцей Шабат.3 В память об этом, когда завершается Шабат, мы устраиваем трапезу Мелаве Малка.
Это также объясняет заявление Аризаля о том, что следует соблюдать осторожность и не выполнять какую-то ненужную работу в Моцей Шабат, кроме самой необходимой, которая требуется, чтобы приготовить пищу для Мелаве Малка.
Причина этого кроется в том, что каждый Шабат человек получает дополнительную душу и эта дополнительная душа не уходит окончательно, пока не вкусит от трапезы Мелаве Малка.4
Ребе добавляет, что, поскольку Мелаве Малка установлена в память о дополнительном мане, который выпадал в честь Шабата, святость этого дня частично сохраняется до окончания Мелаве Малки.
В некотором смысле еда в Моцей Шабат связана с дополнительной порцией пятничного мана даже больше, чем субботняя трапеза в пятницу вечером.
Теоретически для вечера пятницы, первой шабатней трапезы, у евреев все еще оставался в запасе «обычный» пятничный ман. Но если бы не дополнительная порция, то потом, до вечера субботы, у них просто не было бы еды.
Это же объясняет, как мы можем накрывать на стол и устраивать праздничный ужин, чтобы «сопровождать Царицу Субботу», хотя к тому моменту она, царица, уже уходит: в какой-то мере следы ее присутствия сохраняются и в Моцей Шабат.5
Трапеза царя Давида
Мелаве Малка также упоминается (на арамейском) как Сеудат ле-Давид Малка Мешиха — «трапеза Давида, царя Машиаха (то есть помазанника).
Но при чем тут Давид?
Талмуд рассказывает, что царь Давид спросил Бога о своей смерти, и Тот открыл ему, что это произойдет в субботу.6 С тех пор по окончании Шабата царь Давид всегда готовил для членов своей семьи трапезу, чтобы возблагодарить Бога за то, что он все еще жив.7
Но на самом деле смысл этой трапезы и ее связь с Давидом еще глубже, особенно в том смысле, что Машиах будет происходить из потомков этого мудрого царя.
Косточка луз
Мидраш рассказывает, что есть в нашем теле крошечная часть, которая называется косточка луз (как объясняют мудрецы, она находится в области копчика). Это совершенно особенная часть тела: как сообщает наша традиция, она бессмертна.
Объясняется это тем, что питание она получает только от пищи, которую едят в Моцей Шабат. И, когда Адам и Ева согрешили, съев плод Древа познания в пятницу днем, косточка луз не получила от этого никакой «поддержки» или «удовольствия».
В этом и заключено ее преимущество. Когда после первого греха человека в наш мир пришла смерть, этой части тела ничего не угрожало. И именно луз в конечном итоге будет тем, из чего Бог восстановит все тела, когда придет время для воскрешения из мертвых.
Таким образом, трапеза, устраиваемая в Моцей Шабат, еще связана с приходом Машиаха и воскрешением из мертвых, которое должно произойти с его появлением, поскольку, как уже было сказано, одна только эта трапеза питает косточку луз.8
Что такого особенного в вечере после субботы?
Любавический ребе добавляет, что связь косточки луз с Мелаве Малкой прослеживается в самом корне нашей миссии в этом мире и является основной причиной нашего дальнейшего окончательного искупления.
Это можно лучше понять, изучая вопрос, почему эта часть тела получает питание только во время Мелаве Малка, которую проводят в субботу вечером, а не от самих субботних приемов пищи.
В некотором смысле Шабат напоминает грядущий мир. Это святой день, посвященный Богу, день отдыха, когда мы воздерживаемся от какой-либо работы. Мелаве Малка уникальна тем, что соединяет Шабат и будни. С одной стороны, к этому моменту Шабат окончен, а работа разрешена. С другой, мы говорим, что Царица Суббота еще не покинула нас окончательно. Таким образом, Мелаве Малка увеличивает святость Шабата за счет будней, преобразуя рабочую неделю и наполняя ее святостью.
Вот почему косточка луз получает питание только от пищи, которую мы едим в Мелаве Малка. Ибо уникальность этой косточки заключается не только в том, что она неразрушима и не подвержена смерти, но в том, что тело в своем тонком возвышенном состоянии в конечном итоге будет восстановлено и воскрешено благодаря ей.
Это символизирует кульминацию нашей работы в изгнании, которая заключается в том, чтобы очистить и наполнить будни святостью до такой степени, чтобы грех человека с Древом познания был исправлен, а его последствия уничтожены с воскрешением мертвых и устранением самой возможности смерти из этого физического мира. Это окончательное объединение святого и будничного.
Кроме того, проведение Мелаве Малка и внимательность к этой трапезе соединяет святость Шабата с будничными рабочими днями, приближая приход Машиаха и воскрешение мертвых.
Так пусть же мы удостоимся, чтобы это произошло в скором времени, в наши дни!9
Сноски
- Талмуд, Шабат, 119б; Шулхан Арух, Орах Хаим, 300:1.
- См. Ликутей Сихот, т. 36, с. 70.
- См., например, Хизкуни, Шмот, 16:23.
- См. При Эц Хаим, (конец) Шаар Шабат; Сидур Аризаля; Шаарей Тшува, Орах Хаим, 300. Обратите внимание, что в большинстве общин не особенно распространен обычай стараться избегать работы перед устраиванием Мелаве Малка.
- См. Ликутей Сихот, т. 36, с. 74.
- Талмуд, Шабат, 30а.
- Ликутей Маарих, Сеудат Моцей Шабат Кодеш, цит. Сидур Аризаля, рабби Шабтай из Рашкова.
- См. Мидраш, Берешит Раба, 28:3, Ваикра Раба, 18:1; Зоар, т. 1, 69а; Левуш и Бейт Йосеф на Орах Хаим, 300; Элия Раба, 300:3.
- См. Ликутей Сихот, т. 36, с. 74-76.