Вопрос:
Говорится ли где-либо в Торе о том, что на свадьбе необходимо устанавливать перегородку между женщинами и мужчинами?
Ответ:
Не возьмусь утверждать наверняка, но мне представляется, что впрямую о такой обязанности Тора не говорит. Значит ли это, что данной обязанности не существует? Несомненно, нет, ведь многие законы, которые являются обязательными для всего еврейского народа, не записаны в Торе в явном виде, но следуют из того, о чем она говорит.
Сказано в Торе: «Не следуйте за глазами вашими и за сердцем вашим» (Бемидбар 15:39). И еще сказано: «И оберегай себя от всякого зла» (Дварим 23:10).
Из этих слов выводят мудрецы запрет совершать любые действия, которые могут привести человека, как мужчину, так и женщину к нескромным мыслям и фантазиям. По этой причине мужчинам запрещено рассматривать посторонних женщин, даже если они одеты согласно всем правилам еврейской скромности, тем более тех, внешний вид которых не соответствует принятым нормам скромности (например, если части тела или волосы не прикрыты, согласно тому, как это обязывает закон). Женщинам не запрещено смотреть на посторонних мужчин, за исключением тех случаев, когда это может привести к их сближению (кроме случаев знакомств с целью создания еврейской семьи).
Хотя веселить жениха и невесту, участвуя в их свадебном торжестве и расхваливать невесту жениху, заповедано Торой, тем не менее, мужчинам строго запрещено рассматривать невесту даже из самых высоких побуждений.
Женщинам запрещено совершать любые поступки, которые выходят за нормы еврейской скромности. Так, например, им запрещено танцевать в присутствии посторонних мужчин. Тем более, им запрещено танцевать вместе с ними. Рав Биньямин Зильбер пишет, что некоторые люди даже и не догадываются, что такое поведение запрещено не меньше, чем нарушение субботы или поедание свинины. Совместные танцы запрещены Торой и считаются развратными действиями, которые запрещено нарушать даже в случае угрозы смерти. Свадебная трапеза, во время которой не соблюдаются правила еврейской скромности, вместо того, чтобы является исполнением великой заповеди, превращается в нарушение запрета, наказание за которое очень велико. На свадьбе, где вразрез с законами о еврейской морали, устраивают совместные танцы, женщинам по букве закона разрешено присутствовать, но, конечно, не участвуя в танцах. Мужчинам запрещено смотреть, как танцуют женщины, а если они нескромно одеты, то на них запрещено смотреть даже когда они не танцуют.
Помимо соблюдения законов скромности как таковых, каждая женщина обязана также следить за тем, чтобы не провоцировать мужчин к нарушению запретов. Она должна уважать и ценить себя, подобно тому, как хранят и скрывают от посторонних взглядов особо редкие драгоценности.
Исходя из вышесказанного, можно приступить к обсуждению вопроса о необходимости разделения во время свадебных торжеств между представителями противоположных полов.
Хотя приведенные выше законы в равной степени касаются всех евреев, тем ни менее, в отношении поведения на свадьбе среди соблюдающих традиции евреев существуют разные обычаи, как правило, связанные с уровнем религиозности и богобоязненности. Поэтому каждый человек должен определить для себя, к какому кругу он себя причисляет и поинтересоваться у своего раввина, как ему следует поступать. Некоторые устанавливают перегородки так, чтобы во время свадебного торжества максимально предотвратить любой контакт между представителями противоположных полов. Другие перегородки не ставят, но мужчин и женщин рассаживают за разными столиками. Третьи садятся за столы вместе. Общим для всех групп соблюдающих еврейские традиции людей является то, что во время церемонии хупы перегородки не устанавливают, а во время танцев – устанавливают.
Подчеркнем, что вопрос о необходимости установления разделительной перегородки в полной мере относится и к ситуации, когда все присутствующие одеты согласно нормам еврейской скромности. Тем более это верно в случае, когда некоторые из присутствующих не одеты должным образом.
Понятно, что еврейский закон устанавливается исключительно на базе того, что сказано в Танахе, Талмуде в четком соответствии с комментариями к ним наших учителей первого и последующих пост талмудических периодов. На сегодняшний день мне не удалось найти доказательств подтверждающих правомочность тех, кто практикует совместные трапезы за одним столом представителей противоположных полов во время свадебных торжеств. Но доводов в пользу установления перегородки, как это происходит во время ортодоксальных свадеб, предостаточно.
В Талмуде («Кидушин», 81а) приводится, что мудрецы устанавливали перегородки, которые были призваны предотвратить смешение мужчин и женщин во время событий, на которых собирается значительное количество людей. В качестве примера таких собраний наши учителя (см. комментарий Раши там) приводят лекции и свадьбы.
В другом месте Вавилонского Талмуда («Сукка», 51б-52а) рассказывается о том, что во время празднований, происходящих в честь возлияния воды на храмовом жертвеннике, которые устраивали во время праздника Суккот, в женском отделении Храма ежегодно делали грандиозное изменение. Что это было за изменение, и в чем заключалась его грандиозность? Отвечают мудрецы Талмуда, что для того, чтобы предотвратить смешение мужчин и женщин во время праздничных гуляний, женское отделение Храма на время Суккота переоборудовали: специально строили второй этаж и женщины размещались там. Грандиозность такой перестройки в ее важности. Ведь для Всевышнего чрезвычайно важно, чтобы Его творения соблюдали правила скромности. Вспомним только, как Белам спровоцировал смерть 24 тысяч евреев, посоветовав моавскому царю Балаку соблазнить евреев на нескромное поведение (Бамидбар 24:14; «Санэдрин», 106а). Наши учителя объясняют, что второй этаж строили с целью, чтобы мужчины не рассматривали женщин (см. комментарий Рамбама «Сукка», гл. 5, мишна 2).
Из этого места Талмуда рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 1, п. 39) доказывает, что установление перегородки является предписанием Торы, ибо по Торе запрещено вносить какие-либо изменения в храмовое строение. Если Тора не заповедовала бы устанавливать разделительные сооружения для разделения между мужчинами и женщинами, то было бы запрещено переоборудовать женское отделение Храмового помещения.
В продолжение этой темы в Талмуде приводится источник, указывающий на необходимость установления разделяющей перегородки между представителями противоположных полов. Сказано в книге пророка Захарьи (12:12): «И будет оплакивать страна, каждая семья отдельно: семья дома Давида отдельно, и жены их отдельно и т.д.». Напомним, что речь идет о трауре по погибшему Мошиаху из дома Йосефа, который придет перед Мошиахом из дома царя Давида, чтобы сражаться в войне Гога и Магога. Говорят мудрецы: «Если во время траура, когда нормального человека не посещают легкомысленные фантазии, Тора говорит о необходимости разделения между представителями противоположных полов, во время веселья и празднеств, не тем более ли?!».
В общепризнанных книгах законоучителей приводится, что фразу, которую установлено произносить на свадьбе перед благодарственной молитвой за пищу «Благословим Того, в месте присутствия Которого царит радость», опускают в случае, если не было установлена перегородка, разделяющая между женщинами и мужчинами («Сэфер Хасидим», п. 393; «Байт Хадаш», «Эвен а-Эзер», 62:12; «Бейт Шмуэль», «Эвен а-Эзер», 62:11; «Кицур Шулхан Арух», 149:1; «Мишна Брура», 415:2).
Интересно, что в отношении высоты разделительной перегородки существуют различные мнения. По мнению рава Моше Файнштейна («Игрот Моше», там же), перегородка, разделяющая представителей противоположных полов, должна быть высотой, как минимум, метр и семьдесят пять сантиметров. Желательно, чтобы по высоте она была такой, чтобы представители противоположных полов не могли видеть друг друга вообще (там же, ч. 3, п. 23). Перегородка, разделяющая представителей противоположных полов, должна быть изготовлена таким образом, чтобы мужчинам, стоящим по одну сторону от перегородки, не было видно женщин, стоящих по другую её сторону. Перегородку, разделяющую представителей противоположных полов разрешено устанавливать даже в субботу (не нарушая при этом другие запреты – строить, завязывать и прочие).