Вопрос:
Уважаемый рав!
На первый пасхальный седер я пригласил множество гостей, и у них, как водится, довольно разные жизненные графики. А поскольку мне бы не хотелось доставлять им дискомфорт, важно сделать так, чтобы людям не приходилось задерживаться слишком поздно. Кроме того, я бы хотел, чтоб и мои маленькие дети приняли участие в празднике.
Учитывая все эти обстоятельства, думаю, стоит устроить трапезу пораньше. Однако возникает вопрос: а когда, собственно, уже можно начинать Седер?
Ответ:
Тора описывает, что исход евреев из Египта начался ночью 15-го Нисана. Затем приводится повеление Всевышнего народу есть приготовленного на огне пасхального ягненка вместе с мацой и марором (горькими травами), и делать это нужно было тоже ночью.1
Четыре бокала вина, закон о которых установлен в соответствии с четырьмя различными терминами, которыми Всевышний описал процесс избавления, также являются неотъемлемой частью пасхального седера, и их нужно пить тоже ночью.2
В ночь седера бокал вина на кидуш выступает и как первый из четырех необходимых бокалов вина, которые следует выпить как часть седера. На деле же это означает, что седер не может быть начат до наступления темноты, потому что он, как и многие другие праздничные трапезы года, начинается с кидуша.3
В зависимости от вашего местоположения и точной даты григорианского календаря, на которую приходится начало Песаха, наступление темноты может оказаться довольно поздним. И тогда это начинает создавать проблему, особенно потому, что одной из главных заповедей пасхального седера является рассказ об Исходе детям. Так что, я рекомендую, чтобы ваши дети успели вздремнуть днем, потому что таким образом им будет легче с удовольствием провести ночь седера.
Фактически слово «седер» в переводе с иврита означает «порядок», потому что существует определенный порядок действий, в соответствии с которым должен проводиться седер, и в идеале, конечно, необходимо полностью соблюсти все его условия.
Если, однако, вы точно знаете, что ваши гости никак не смогут прийти поздно и остаться в вашем доме до ночи, чтобы прочитать всю Агаду, съесть мацу и марор и выпить четыре бокала в надлежащее время, есть другие варианты. Например, вы можете назначить сбор примерно на время перед заходом солнца, а затем подать закуски (не хамец4 и не мацу5), обсудить с приглашенными историю Песаха и быть готовыми приступить к седеру и устроить кидуш сразу же с наступлением темноты.
В любом случае для соблюдения всех заповедей праздника и нахождения возможных решений вашего вопроса вам стоит проконсультироваться со своим раввином.
Сноски
- См. Шмот, 12:8, и Бемидбар, 9:11.
- См. Трумат а-Дешен, 137; Шулхан Арух, Орах Хаим, 472:1.
- Шулхан Арух, там же, и Маген Авраам и Тац на этот стих. См. также Шулхан Арух а-Рав, Орах Хаим, 472:2.
- Последний момент перед праздником, когда можно употреблять хамец — примерно за два часа до наступления галахического полудня (более точную информацию для вашего местонахождения смотрите в календаре). После этого хамец уже не едят до самого окончания Песаха.
- Несмотря на то, что праздник уже вот-вот начнется, мацу не едят вплоть до наступления седера.