Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Можно ли скрывать, что ты еврей?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Вопрос:

Уважаемый рав!

Прошу, рассудите наш спор с другом. У него хорошая работа в крупной компании, но там он тщательно скрывает, что еврей. Да и вообще считает, что его начальник — антисемит, так что мой друг может рассчитывать на его благосклонность, только пока скрывает свое происхождение.

Например, в пятницу после обеда все коллеги идут вместе выпить, а он довольно быстро уходит домой, объясняя это тем, что не переносит алкоголь. Такой аргумент понимают и начальник, и другие сотрудники, поэтому никто его ни к чему не принуждает. Но если бы он сказал, что уходит из-за Шабата, то отношение было бы совсем другим, куда менее толерантным.

Но я думаю, что все же неправильно скрывать, кто ты такой, только ради того, чтобы рассчитывать на лояльность и сохранить работу. А что вы считаете по этому поводу? Хотелось бы узнать Ваше мнение.

Ответ:

Мне как раввину никогда не приходилось скрывать свое еврейство, чтобы сохранить работу. Думаю, это как раз оказало бы противоположный эффект. Но что касается вашего друга, должен признаться, я не уверен, что вы правильно формулируете его мотивацию. Возможно, он скрывает свое еврейство не для того, чтобы сохранить работу, а для сохранения возможности вести еврейскую жизнь. И в прошлом нашего народа в связи с этим был яркий прецедент.

В данном случае я имею в виду царицу Эстер — одну из главных фигур пуримской истории. Она была праведной еврейской женщиной, которую персидский тиран Ахашверош сделал своей супругой, не спрашивая, хочет ли этого она. Ее двоюродный брат Мордехай, лидер евреев своего времени, строго-настрого запретил Эстер рассказывать во дворце о своем происхождении.

В чем была причина этого?

Некоторые предполагают, что Мордехай хотел таким образом защитить ее положение как царицы. Но это не вписывается в общий контекст, ведь Эстер изначально делала все возможное, чтобы не оказаться во дворце языческого диктатора с взбалмошным характером и уж тем более в статусе потенциальной невесты. Если бы правда о том, что она еврейка, лишило бы ее права стать царицей, это было бы первым, что она сделала.

Дело в том, что Мордехай прекрасно понимал: во дворце Эстер никогда не позволят открыто соблюдать иудаизм. Пока никто не знал, что она еврейка, можно было тайком продолжать следовать родным законам, и никто не обращал на это внимание.

Эстер не могла требовать, чтобы ей подавали кошерную пищу. Поэтому она утверждала, что следует особой диете и ест только семена и бобы. И это действительно сходило ей с рук. А поскольку открыто соблюдать Шабат тоже было невозможно, она попросила, чтобы ей выделили семерых служанок, каждая из которых работала бы в определенный день недели. Таким образом Эстер могла воздерживаться от определенных видов занятий по субботам, и никто не замечал такой ее особенности: горничных, прислуживающих ей по будням, в субботу рядом не было, так что никто не удивлялся, что царица почему-то не делает то или другое, и наоборот, помощница, которая видела ее только в Шабат, думала, что царская особа в порядке вещей не берет на себя лишних обязанностей.

Эстер удавалось соблюдать религию праотцов прямо под носом у тех, кто ни за что не стал бы такое терпеть. И на протяжении последующих веков эта смелая женщина стала примером для всех евреев, которые были вынуждены скрывать свою идентичность, чтобы ее сохранить.

Возможно, ваш друг находится в таком же затруднительном положении, просто вы (или даже он сам) не осознаете это в полной мере. Со стороны может показаться, что очень просто признаться во всем или найти другую работу. Но, возможно, как и у Эстер, такого выбора у него нет.

В то же время история Эстер учит нас, что подобное не может продолжаться вечно. Когда царь Ахашверош подписал указ об уничтожении еврейского народа, это послужило для его жены сигналом. Мордехай сказал ей: «Может, ты стала царицей, в первую очередь, чтобы спасти свой народ?!» И она больше не могла прятаться. Поэтому отважно сняла маску и раскрыла свою истинную личность — и этот ее подвиг действительно спас весь еврейский народ.

Рано или поздно наступает момент, когда еврей должен открыто и с большим достоинством заявить, кто он такой. Когда-то он наступит и для вашего друга. Возможно, какое-то время он сможет скрываться от «антисемитского радара» своего начальника. И до тех пор, пока не будет действительно подходящего случая себя раскрыть, ему лучше продолжать держать свою тайну при себе.

Но однажды сложится ситуация, например, кто-то сделает ехидное замечание о евреях, или кандидату на должность в этой фирме будет отказано только из-за того, что он еврей, или коллеги вашего друга начнут злословить Израиль за его так называемые «притеснения палестинского народа» — в такой момент его молчание уже, наоборот, будет означать, что он перестал быть верным себе и своим принципам. Вот тогда он и сделает то, что сделала Эстер. Скажет: «Я еврей и буду отстаивать интересы своего народа». Может быть, в первую очередь, именно ради такого случая он и оказался на той самой работе.

Источники:

  • Ибн Эзра, Эстер, 2:9.
  • Пиркей д’рабби Элиэзер, гл. 49.
  • Мегила, 13а.
  • Р. Йонатан Айбишуц, Яарот Дваш, 2:2.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому