«А если пойдете вы наперекор Мне»
Ваикра (25:35)
«А если пойдете вы наперекор Мне и не захотите слушать Меня, то поражу Я вас всемеро против грехов ваших», да смилуется Г-сподь. И комментировал Рамбам, благословенна память праведника, в «Йеменском послании»: «А если пойдете вы наперекор Мне» — если будете думать, что все приходит к вам случайно, и нет причины бедствий, тогда Я добавлю вам от этого «случая», и умножу вам бедствия.
Из этих слов мы учим, что при каждом преткновении и бедствии, да не придут они к человеку, он обязан пересмотреть свои дела и соотнести их со своими грехами. Как сказали братья Йосефа, найдя деньги в своих сумах: «И обмерло сердце их, и с трепетом говорили друг другу: «Что это содеял Б-г нам?»
Давайте посмотрим, что рассказывает Гмара (Бава Батра, 10): Раби Папа поднялся на лестницу, и под ним сломалась ступенька; он чуть не упал (чуть не упал, но не упал). Удивился и провел самоанализ: ведь осужденных на побиение камнями вначале сбрасывают с большой высоты. А они оскверняют субботу и поклоняются идолам. И я чуть не упал с большой высоты, неужели сигнализируют мне с небес, что есть за мной такой же серьезный грех?
Сказал ему раби Хия бар Рав: Может быть, бедняк проходил мимо, а ты не дал ему заработка, а на небесах относятся к этому очень строго! Отсюда мы учим, что наши учителя в каждом событии видели руку Г-спода и относились ко всякой беде, как к наказанию и знаку, что нужно улучшить свои пути.
Любая беда, любое огорчение посылается сверху: «Не поранит человек пальца внизу, если об этом не провозглашено вверху» (Трактат Хулин,7). В каких случаях обязан человек связать всякое событие с грехом и знаком с небес? Сказано об этом в Гмаре (Трактат Эрувин, 16): «До каких пор считается страданием? И объяснял Раши: До предела меры страданий, то есть, страданий, меньше которых нет. Сказал раби Элиэзер: каждый,комусшилиодежду,аонанеподходитему (не подходит размер, и это для него страдание)… Больше того сказали, что если хотели налить ему горячего, а налили ему холодного. Или хотели налить холодного, а налили горячего… Или даже вывернулся его халат… или даже сунул руку в карман взять три монеты, а взял только две» И он должен снова сунуть руку в карман и вытащить еще одну монету!
То есть, нет ничего случайного. Любое событие сигнализирует человеку о его несовершенстве, о необходимости самоанализа и улучшения пути. Рав, автор книги «Ор ацафун», благословенна память праведника, учил отсюда, что, если бы человек был праведным и прямодушным, совершенным в своих путях и честным в своих делах, его жизнь шла бы прямо, без помех! А каждая помеха — это знак. Только так мы сможем понять следующий рассказ о событиях юности поэта от Б-га раби Шалома Шавази, благословенна память праведника.
Раби Шалом Шавази родился в городе Нагад Эль-Валид и возвысился в Торе и богобоязненности. Когда умер его отец, ему было пятнадцать лет, и он взвалил на свои плечи бремя заработка.
С разрешения матери он отправился искать работу. Придя в ближний город Швам, он решил устроиться подмастерьем ткача. Спросил его хозяин: «Сколько лет ты собираешься проработать? Год, два года, три?» Ибо не хотел, чтобы рабочий внезапно оставил работу.
Сказал: «Буду работать у тебя, пока приспособление для вязки не выпадет у меня из рук во время работы».
Засмеялся работодатель и сказал: «У кого оно не падает из рук много раз в день?»
Ответил раби Шалом: «Из моих рук оно без причины не упадет».
Работодатель скептически улыбнулся и согласился испытать его. Начал раби Шалом работать, а приспособление не падает, и работа идет с быстротой молнии, так что не смог хозяин снабдить его нитями. Тогда предложил он ему работу у другого, более зажиточного хозяина, который мог обеспечить его нужным количеством нитей.
Спросил его новый хозяин: «Сколько времени ты думаешь здесь проработать?»
Ответил: «Пока приспособление для вязки не выпадет из моих рук».
Тут вмешался первый хозяин и объяснил, что, в самом деле, у этого рабочего приспособление вообще не падает из рук! Согласился работодатель принять его, и раби Шалом начал работать. Заработанные деньги он отсылал матери.
Проработал он два года, и приспособление ни разу не упало из его рук. Работал он с удивительной быстротой, используя каждое мгновение, и обогатил своего хозяина. Однажды приспособление выпало у него из рук; он прекратил работу и сказал: «Я ухожу!»
«Куда?» — удивился хозяин.
«К себе в город, Нагад Эль-Валид», — ответил раби Шалом.
Стал уговаривать его хозяин, чтобы подождал, пока приготовят для него припасы в дорогу, ибо тяжко было ему расставаться. Сказал раби Шалом: «Мы ведь условились, и я прошу не задерживать меня. Мое сердце говорит мне, что моя мама умерла, и я спешу похоронить ее».
Еще больше удивился хозяин: ведь путь далек, и надо идти шесть дней! По крайней мере, он даст ему осла. Но от осла раби Шалом отказался и вышел в дорогу. И вот чудо: путь для него сократился, и в тот же день он добрался до своего города. По окончании дней траура он вернулся к своей работе. Каким же было его упование, что приспособление не выпало из его рук? И как он узнал, что падение указывает на свершившуюся беду? Но мы уже сказали, что ничего не происходит случайно. Любую вещь, любое событие посылают свыше, как знак и намерение.