«Ночь бдения это»
Шмот (12:42)
В святом Зоар (ч.2, 38а) говорится, что во время исхода из Египта ночь светила как полуденное солнце в середине лета, и весь народ видел, как Творец вершит суд. Об этом сказано (Теилим, 139:12): «И ночь словно день засветит, как тьма – так и свет».
Наши учителя нашли в Торе намек, подтверждающий это чудо. В Мидраше (Берешит Раба, 3:6) сказано: «Никогда Святой, благословен Он, не связывает Свое Имя со злом, но лишь с добром. Написано: «И назвал Всесильный (Элоким) свет днем, а тьму назвал ночью»». Рядом со словом «свет» упомянуто божественное Имя Элоким, а рядом с «тьмой» – нет.
Но при исходе из Египта сказано: «Ночь бдения это для Б -га, чтобы вывести их из Египта, это нынешняя ночь для Б -га». Имя Творца упомянуто дважды по отношению к ночи. Но ведь Он не связывает Свое Имя с тьмой! Отсюда доказательство того, что в ту ночь сиял свет.
Наш учитель раби Хида в книге «Симхат а-Регель» написал комментарий к приведенному выше стиху: «И тьма не затмит от Тебя, и ночь словно день засветит, как тьма – так и свет» (Теилим, 139:12). И тьма не затмит от Тебя, потому что она не относится к Тебе – ведь Ты не связываешь Свое Имя с ночью, но лишь с днем, как говорит Мидраш. Но когда «ночь словно день засветит», при исходе из Египта, то будет «как тьма – так и свет». Тогда и с тьмой Всевышний свяжет Свое Имя: «Нынешняя ночь для Б -га».
Раби Хида пишет об этом следующее: «Почему Б -г сделал таким образом? Несомненно, на то есть множество причин».
Приведем здесь одно из объяснений того, почему избавление произошло ночью, которая в итоге стала великим светом. Но сначала зададим вопрос: в чем состоит изгнание, постановленное нам Всевышним?
В прошлом у нас были пророки – духовные гиганты, был Храм, и происходили явные чудеса. Но несмотря на всё это, мы согрешили. Какова же
была реакция Свыше? Остановить пророчество, положить конец эпохе чудес, разрушить Храм и рассеять нас среди семидесяти народов! Но является ли это решением проблемы? Разве от этого мы улучшим свой путь? По факту мы лишь скатились еще на много ступеней вниз.
Наши мудрецы говорят, что эту ситуацию можно сравнить с богачом, у которого в старости родился единственный сын, хрупкого телосложения, который дважды в неделю простужался, кашлял и стонал. Его закутали в плед, натопили комнату, берегли его от всякого сквозняка и таким образом превратили в еще более уязвимого и чувствительного.
Пришел врач к отцу ребенка и сказал: «Послушайте мой совет – снимите с него всю одежду, оставьте только рубашку на теле и выгоните из дома наружу!» Отец содрогнулся: «Выгнать из дома? Куда? На дождь и холод?! Что он будет есть, где спать?» Врач ответил: «Всё верно! Под дождь и холод! Пусть спит на лестничной клетке. Тогда его тело закалится и окрепнет. Достаточно ему черствого хлеба и чистой воды. Другого решения нет. Так нужно поступить, если хотите, чтобы он прожил долгую и здоровую жизнь и унаследовал всё Ваше имущество». Такова же и цель изгнания. Мы грешили из-за того, что были слишком изнежены, и нас отправили в изгнание, уподобленное ночи (Санедрин, 91а). Это был духовный голод и холод, и именно так мы окрепли и закалились. Мы произвели на свет целые поколения, которые пожертвовали собой и передали духовное наследие потомкам. Среди нас были святые и праведники, великие гении и множество простых евреев, сохранивших чистоту веры и трепет перед Всевышним. Это были «укрепленные» евреи, закаленные, пустившие глубокие корни, которые помогли им пережить многие бури и сохранить свою веру и религию. Они прошли через бури светского «просвещения», через волну массовой секуляризации. Они уже достойны того, чтобы Владыка мира вернул их в Свой дворец, снова посадил их за Свой стол, даровал изобильные блага и полное избавление. Ведь эти евреи уже закалены и доказали свою стойкость. Они выдержали испытание.