«Аарон, брат твой, будет говорить с фараоном».
Шмот 7:2
Моше Рабейну был совершенным человеком. В Гмаре говорится, что когда он родился, весь дом наполнился светом (Мегила, 14а) . Почему же он был косноязычным? Такому человеку невозможно приписать никакого порока! В Мидраше об этом рассказывается следующее (Ялкут Шимони, Шмот 2). Моше рос во дворце фараона. Однажды фараон посадил его к себе на колени, чтобы поиграть с ним. Моше схватил его корону и бросил на землю. Придворные астрологи стали говорить: «Вот о нем-то мы тебе и рассказывали – это он выведет евреев и погубит всю твою страну!»
Фараон стал советоваться со своими мудрецами. Среди них были Итро, Билам и Иов. Праведный Итро сказал так: «Этот ребенок еще мал, он не понимает, что делает». Злодей Билам сказал: «Он виновен и заслуживает смерти». А Иов предложил испытание: принести блюдо, на котором будет лежать золотая монета и горячий уголек. Если ребенок возьмет монету, значит, у него уже есть разум, и его следует казнить. Но если он потянется за угольком, станет ясно, что он не понимает, что делает, и тогда ему следует сохранить жизнь.
Моше потянулся, чтобы взять золотую монету, но пришел ангел и отодвинул его руку. В результате Моше схватил уголек, обжегся и засунул руку с угольком в рот, чтобы охладить ее. Так он стал косноязычным.
Рамбан объясняет, что Всевышний не стал его исцелять, чтобы память об этом чуде оставалась с ним.
А рабейну Нисим пишет по этому поводу следующее. Моше был совершенным среди людей, но свыше намеренно сделали так, чтобы ему было трудно говорить. Ведь свои знамения и чудеса он явил в самой культурно развитой стране тех дней. Египтяне достигли огромных успехов в заговорах и колдовстве. Но и их волхвы должны были признать, что эти чудеса совершает «палец Б -жий». Таким образом, Тора исключила любую возможность предположить, будто бы Моше увлек за собой толпу народа, включая и его вождей, благодаря силе своего красноречия и умения убеждать.
Нет, он был косноязычным – ему было трудно говорить. Евреи пошли за ним не из-за красивых слов, но лишь потому, что он открыл им чистую истину.