На этой неделе – глава «Бешалах». Тора рассказывает о рассечении Красного моря. Евреи прошли сквозь море, видели, как Б-г обрушил воды на их врагов, и спели «Песнь на море»: «Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь Г-споду». В Торе написано, что когда евреи вышли из моря, «узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в [пророчество] Моше, Его раба». Это значит, что они увидели великие знамения на море и лишь тогда достигли высокой ступени веры.
«Мидраш Танхума» сообщает об удивительной, на первый взгляд, вещи: «Прежде не боялись Б-га, а с этого момента достигли Б-гобоязненности». (Речь о моменте, когда они стояли у Красного моря после того, как перешли через него посуху). И все задают вопрос: что это значит? Ведь они видели все знамения, которые Всевышний явил в Египте, видели Его удары, знаки и чудеса — видели, что Всевышний изменил всю природу, однако, несмотря на все это, «не боялись Б-га»! Как такое может быть?
В одной из книг я увидел объяснение этой проблемы, которое состоит в следующем. Как известно, в страхе перед Б-гом выделяют две ступени — их, конечно больше, но две являются основными. Первая, самая низкая ступень Б-гобоязненности — это страх наказания. Человек боится, потому что не хочет проблем: есть Грядущий Мир, а есть ад, и человек не грешит, потому что не хочет осложнений. По сути, когда человек боится наказания, это настоящий страх, и это тот уровень Б-гобоязненности, на котором находились евреи еще Египте. Когда они видели, что Всевышний карает их врагов, дает наказание фараону — тогда они достигли уровня обычного страха перед Б-гом. Но это еще не было полноценной связью с Б-гом — это страх наказания, а не та Б-гобоязненность, при которой люди ощущают связь со Всевышним.
Написано, что когда евреи дошли до Красного моря и остановились перед ним — до того, как Всевышний его рассек — евреи стояли над морем, буквально над бездной, и после этого они вошли в море, и «воды им стеною справа и слева». Совершенно невероятный момент! Если бы застывшие воды вернулись в свое прежнее состояние даже на короткое время, евреи неизбежно утонули бы. Идя по дну рассеченного моря они испытали, с одной стороны, страх, поскольку боялись того, что, теоретически, могло бы с ними случиться, если бы Всевышний решил обрушить на них воды моря, а с другой стороны, в такой момент связь между человеком и Творцом становится особенно сильной.
Приведу пример. Если человек, не дай Б-г, падает в пропасть, и кто-то бросается его спасать, протягивает падающему руку и действительно спасает — скажем, с вертолета сбрасывают веревочную лестницу и вытаскивают человека из той пропасти, в которую тот летит. Сейчас человек находится между небом и землей, и ему, с одной стороны, безумно страшно, а с другой стороны, он знает, что есть тот, кто находится над ним чтобы спасти, чувствует его — он связан с ним узами любви. Такая связь возникает тогда, когда у человека есть ясное понимание, что он обязан кому-то жизнью.
Вот эта связь с Б-гом, возникшая из страха и любви одновременно, была у евреев при рассечении Красного моря. С одной стороны, был страх – они боялись, поскольку вокруг была морская пучина, и хотя вода находилась в застывшем состоянии, евреи знали, что в любой момент они могут упасть и утонуть — стоит лишь водам вернуться в обычное состояние. Но при этом они знали, Кто все это делает, Кто за стоит за всем происходящим — они знали, что связаны со Всевышним.
Вот что имеется в виду, когда говорится что «прежде не боялись Б-га» — имеется в виду, что прежде они боялись наказания, но сейчас они достигли более высокого уровня Б-гобоязненности, поскольку поняли, Кто делает все это, Кто является Причиной того, что воды застыли, и именно поэтому «узрел Израиль великую руку (великое деяние), которое совершил Г-сподь над Египтом, и устрашился народ Г-спода, и поверили они в Г-спода и в [пророчество] Моше, Его раба».
Большое спасибо и Шабат Шалом!
Была ли эта информация полезной?
Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!