«Вот приношение, которое вы возьмете у них» (25:3).
В нашей главе евреям было заповедано дать приношение для строительства скинии (переносного храма): «Золото, серебро и медь… лен и шерсть коз… и камни оникса, и камни вставные для эфода и нагрудника». Автор «Ор а-Хаим» написал об этом следующее: «Причина в том, что строительство скинии не завершается без одного из этих компонентов. Но речь не идет о том, чтобы каждый еврей приносил все это – в общей совокупности приношение всего народа должно включать все эти виды».
Если задуматься над сказанным, здесь содержится урок на все поколения. Есть великие мудрецы Торы, святые и праведники, служение которых приравнивается к золоту и серебру, а заповеди их сияют, как сапфир и бриллиант. А есть мы со своими простыми заповедями, без внутреннего огня и без глубоких намерений, без сверкания духовных молний и великолепия. У нас это словно подношение из льна, кожи и шерсти… Но именно так Всевышний и устроил Свой народ: «Народ этот подобен виноградной лозе, в которой есть грозди и ягоды, листья и черенки» (Хулин 92 а).
Нас также сравнивают с четырьмя растениями праздника Суккот: бывают среди нас этроги, а бывают и ветки ивы… Известно, что любая заповедь принимается наверху с благоволением. «От приносящих нужно принимать все 13 перечисленных компонентов, не пренебрегая и теми, кто приносит лен и кожи». Это руководство для нас. Нельзя пренебрегать теми, кто знает меньше, чем мы, или не так качественно выполняет заповеди.
Взгляните, что написано в Сефер Хасидим (п. 18): «Был случай с одним коэном, который простирал руки (т. е. читал благословение коэнов) и вместо «убережет тебя» (ишмереха) произносил «уничтожит тебя» (ишмедеха). В синагоге присутствовал один мудрец, и он прогнал этого коэна. А затем к этому мудрецы пришло видение свыше: если он не вернет коэна обратно, то будет наказан».
Но само собой разумеется, что это не освобождает тех, кто мог бы принести «золото и серебро», от стараний улучшить качество своего служения Б-гу. Мы ведь знаем, как была принята жертва Каина, принесшего гнилые овощи (см. Раши, Берешит 4:3). Поэтому нужно стараться выполнять заповеди наилучшим образом. С сосредоточенностью, с энтузиазмом и с предельной алахической точностью. Но с другой стороны, нельзя относиться неуважительно к тем, у кого это не получается, или чьи познания слишком малы. Об этом сказано: «Одинаковы и тот, кто прибавляет, и тот, кто уменьшает, – лишь бы сердце было устремлено к Небу».