«За Б-гом Всесильным вашим идите».
Дварим (13:5)
Раби Буним из Пшисхи с возрастом ослеп. Долгое время его зрение ухудшалось, еще пока он был выдающимся учеником, который ради пропитания занимался торговлей в Данциге, экономическом центре. Он обратился к врачам, но они сказали, что дальше будет только хуже. Он молился и молча переносил свои страдания.
Однажды к нему пришел за советом некий еврей, которого к нему направили. Он рассказал, что страдает от страшной боли в глазах. Врач в его городе сдался перед этой проблемой. Тогда он поехал в крупный город, но и там его ждало разочарование. Потом он оказался в Данциге в поисках средства исцеления, стал расспрашивать, и ему сказали, что есть неподалеку один торговец, у которого тоже болезнь глаз, и который уже обошел всех врачей и знает их.
Раби Буним был рад поделиться опытом и направил просителя к лучшим врачам.
Не прошло много времени, как тот еврей вернулся. Он рассказал, что побывал у всех врачей, но они разочаровали его. Тем временем его состояние ухудшалось. Но он слышал, что в одном переулке в нищем районе живет знахарь, который делает заговоры и ворожбу. Если уж врачи не смогли помочь, надо бы сходить к этому волхву. А поскольку он знает, что и раби Буним страдает из-за болезни глаз, и врачи не помогли ему, он решил в знак благодарности за советы предложить пойти к знахарю вдвоем.
Раби Буним ответил: Тора заповедует нам стараться заботиться о здоровье. Это старание включает и хождение по врачам. Если бы ты сказал, что врачи из Данцига не нашли для тебя средства лечения, я бы направил тебя к более сведущим врачам в Кенигсберг и в Берлин. Все это – в рамках обязанности, возложенной на нас, вместе с молитвой, чтобы получить помощь свыше. Но если ты отчаялся от естественных средств и решил обратиться к духовным, зачем тебе тащить меня к колдунам? Поехали лучше вместе к святому Магиду из Кожниц! Зачем прибегать к нечистым силам, если можно заручиться помощью сил святости!
В нашей главе мы встречаем предостережение не ходить к языческим пророкам. Вместо этого «за Б-гом Всесильным вашим идите» – следуйте совету истинного пророка, объясняет Рамбан: «Только у него будем вопрошать обо всем скрытом и о будущем».
Давайте проясним. Те, кто «чтут тщету суетную» (Йона 2:9) и претендуют на обладание скрытыми силами, иногда могут удивить знанием секретов и даже увидеть будущее с относительной точностью. Но все это еще ни о чем не говорит – ни о достоинствах человека, ни о его духовном уровне. Это одна из человеческих способностей, как например, талант к поэзии или рисованию. Это качество даже имеет название в философских книгах (см. Рамбан, Дварим 13:2). Никто из таких людей не претендует на предсказание будущего с абсолютной точностью. «Но преимущество одного из них перед другим в том, что он меньше лжет» (Рамбам, предисловие к комментарию к Мишне). Только пророчество с Небес является абсолютным, и потому если оно не исполняется, такого пророка убивают как ложного.
Может быть, кто-то скажет: какая мне разница, черпает ли целитель силу от святости или от нечистоты, или, быть может, он просто родился с таким талантом? Какая разница, попадает ли он в цель на 100% или только на 80%? У меня проблема, я ищу выход из нее, так пусть же спасение придет из любого места! Но это ошибка, да при том еще какая! Нужно помнить комментарий мудрецов к Писанию: «А Ты на вершине всегда, Г-сподь» (Теилим 92:9) – Твоя рука всегда побеждает (Иерушалми, Брахот). Все находится в руках Небес, и мы нуждаемся в помощи Творца на каждом шагу. Значит, если мы идем к тому, к кому Творец хочет, если советуемся с выдающимися раввинами, для нас исполнится сказанное: «Кто принимает совет старцев, не оступится» (Шмот Раба 3:8). Мы обретем помощь свыше и успех на нашем пути. Но кто идет в сомнительные места, чтобы искать помощи сомнительных людей, тот пробуждает против себя гнев Творца. Разве может он думать, что это путь к успеху? Даже если там его ждет краткосрочный успех, в итоге он обернется крахом. Ведь рука Творца всегда побеждает.