Каждому хорошо известно, что в любой ситуации есть (как минимум) две стороны. Но почему же тогда мы так часто об этом забываем?
Кто бы ни обратился к нам, рассказывая о сложившейся в его жизни ситуации, обычно, в случае существования какого-либо конфликта, мы поддерживаем того, кто поведал нам об этом, и принимаем его сторону.
Но почему мы чувствуем что-то сродни обязанности принять какую-либо сторону? Почему мы не можем просто выслушать и посопереживать, не занимая определенную позицию? По какой-то загадочной причине, даже если мы знаем представителя другой стороны на протяжении многих лет, наши симпатии почти всегда будут отданы рассказчику.
И этот феномен существует не только в том, что касается отношений, и особенно браков, но и практически в любых конфликтных ситуациях.
Как-то раз к нам с мужем пришла в гости женщина, находящаяся в процессе развода, и пожаловалась на жизнь. Следуя ее описанию, ее уже почти бывший муж абсолютно изменился, превратившись из любящего, заботливого супруга, которым он был в течение последних 30 лет, в совершенно неузнаваемого человека. Произошло ли это вследствие гормональных изменений (да, такое возможно даже у мужчин)? Был ли это некий кризис среднего возраста? Ответа не было — но мы всем сердцем сочувствовали нашей гостье и испытывали настоящий ужас от истории, которую она рассказала.
Это ощущение оставалось с нами на протяжении нескольких месяцев, пока в гости вдруг не зашел ее муж. И из его уст мы услышали уже совершенно другую историю — о постоянных придирках и критике со стороны вечно раздраженной супруги, о тотальном отсутствии любви, поддержки и признательности с ее стороны и так далее, и тому подобное.
Когда он ушел, мы сделали паузу и решили обсудить ситуацию, разрушившую эту давно знакомую нам семью. И в тот момент я увидела, что в словах теперь уже бывшего мужа этой женщины определенно была доля правды. Это осознание перевернуло весь мой анализ ситуации с ног на голову. На самом деле, конечно, я утрирую — не совсем с ног на голову, потому что я не считаю, что полностью изменила свою точку зрения. Потому что дело не в том, что теперь мне казалось, что муж был прав, а жена — нет. Но мне стало абсолютно очевидно — уже в который раз! — насколько важно сразу выслушать обе стороны.
Я была огорчена, увидев, как легко меня можно ввести в заблуждение. Мне всегда казалось, что лучшая реакция на то, когда человек делится с вами своими проблемами — это определенное сочувствие, забота и желание поддержать его общением. Однако же эта, казалось бы, прекрасная идея направляет нас в неправильное русло. Принимать чью-то сторону — это совершенно не то, чем мы должны заниматься в подобной ситуации (если, конечно, мы не выступаем в качестве судей или присяжных в зале суда).
Мы не обязаны оказывать поддержку той или иной позиции. Наша задача — быть другом, то есть выслушивать человека, проявляя сочувствие и заботу, оказывать ему эмоциональную или финансовую поддержку, если это требуется, и, при необходимости, даже указывать на ошибки и советовать, как было бы лучше себя повести.
На самом деле, хотя порой нам и кажется, что все ровно наоборот, мы не проявляемся как настоящие друзья, если готовы принимать излагаемую версию событий без каких-либо оговорок, без дальнейшего расследования фактов и получения дополнительной информации.
Встать на сторону своего друга, просто потому что он друг — неправильно. Возможно, он сейчас совершает серьезную ошибку, и наше вдумчивое вмешательство может предотвратить бедствие. Каждая ситуация различна, и зачастую мы очень мало что можем сделать, чтобы что-то изменить. Но мы по-прежнему несем ответственность — перед друзьями и перед самими собой — не судить и не принимать ничью сторону.
Это еще один из тех уроков, которые нужно постоянно повторять и заново усваивать. Так что давайте перестанем попадаться в эту ловушку и не позволим себе погрузиться в эмоциональный водоворот первого же человека, который вступает с нами в разговор, даже если это кто-то очень близкий. Да, это очень тонкая грань и вам придется постоянно балансировать — но это единственное действительно подходящее решение.