Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Как Эстер могла выйти замуж за царя-нееврея?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Вопрос жизни и смерти

После того, как царь Ахашверош в порыве пьяного гнева избавляется от своей первой жены, царицы Вашти, через какое-то время становится понятно, что необходимо найти ей замену. Для этой цели по всем 127 областям огромной империи отправляются царские посланники, которым поручено разыскать и собрать в столице самых красивых девушек Персии, одна из которых удостоится стать новой царицей.

Эстер, скромная и честная еврейская девушка, совершенно не хотела участвовать в этом отборе — в отличии от многих других женщин, населявших Персию. Кроме того, что она была религиозным человеком и совершенно не хотела иметь ничего общего с царем-идолопоклонником, так еще и, согласно нескольким мнениям, приведенным в Талмуде, она фактически уже была замужем — за своим двоюродным братом Мордехаем!1 Так что становиться одной из царских жен или наложниц было бы для нее не только неуважением к традициям предков, но и настоящим прелюбодеянием.

Тем не менее, как мы знаем, «Эстер взята была в царский дом».2 Однако, даже оказавшись там, она продолжала по мере возможности сопротивляться любым действиям, которые могли вызвать к ней повышенный интерес в глазах Ахашвероша.3

Из всего этого нам становится ясно, что брак Эстер с царем не был ее добровольным выбором и не представлял из себя повода для празднования; она была принуждена к этому. А откажись Эстер выполнить желания царя, она, несомненно, была бы тут же предана смерти (если уж Ахашверош так разделался с Вашти, наследной принцессой, то что говорить об обычной девушке из одной из провинций империи).

Поэтому, если бы речь шла практически о любом другом запрете Торы, наш с вами разговор здесь бы и закончился. Ведь согласно еврейскому закону, во имя спасения жизни можно нарушить почти все заповеди.4 Однако в нашем случае этот вопрос встает очень остро.

Три смертных греха

В подавляющем большинстве ситуаций человек обязан нарушить заповедь, если ее соблюдение ставит под угрозу сохранение его жизни. Однако есть три особенных в этом плане греха — идолопоклонство, убийство и разврат — сталкиваясь с которыми человек должен отказаться от своей жизни, но не нарушить запрет Всевышнего.

Так почему Эстер не отказалась от своей жизни, став невестой царя Ахашвероша? Она же не могла не знать, что, вступив в этот брак, нарушит запрет прелюбодеяния!

Наши комментаторы предлагают целый ряд объяснений этой темы, но мы остановимся лишь на классическом.

Нарушение: пассивное и активное

Когда дело доходит до трех смертных грехов, еврей по закону обязан отказаться от своей жизни, только если вынужден нарушать этот запрет активно. То есть, если человек под страхом смерти оказывается вынужден совершить идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние, он должен предпочесть смерть совершению греха.

Однако в том случае, если запрет будет нарушен при пассивном участии человека, он не должен обрекать себя на смерть. Поэтому, когда женщина, не дай Бог, подвергается насилию, она не занимает активную роль в происходящем, а потому не нарушает один из смертных грехов.5

Поэтому, пока Эстер была вынуждена иметь отношения с Ахашверошем против своей воли, она не была обязана расставаться с жизнью.6

Но все меняется в тот момент, когда она приходит к царю по собственной инициативе.

Царица Эстер приближается к царю

После того, как был издан указ об уничтожении еврейского народа, Мордехай, поддерживающий контакт с Эстер, пытается убедить ее прийти к царю и просить о помиловании.

Эстер долго сопротивляется, приводя в качестве аргумента немаловажное правило о том, что никто — вне зависимости от пола или положения человека — не имеет права входить к Ахашверошу без приглашения, ведь в противном случае его ожидает смерть. Однако наконец она в какой-то момент все же соглашается, прося всех евреев столицы вместе с ней держать пост в течение трех дней. Но при этом Эстер остается настроена крайне пессимистично и говорит: «Пойду к царю, хотя это и не по закону, и если суждено мне погибнуть, то погибну».7

Раввины объясняют, что в этих ее словах заложен тонкий, по-настоящему трагический смысл.

Эстер знала, что всякий раз, когда царица обращается к Ахашверошу с просьбой, она также оказывается вынуждена вступать с ним в физическую близость. И пусть они с царем уже были женаты какое-то время, но она все еще продолжала чувствовать себя в заложниках ситуации, всем сердцем не желая признавать действительность их брака.

Поэтому теперь Эстер, по сути, говорила Мордехаю: «Ты так просишь меня пойти к Ахашверошу самой, не дожидаясь, пока он пошлет за мной слуг, зная, что в этом случае мне угрожает опасность… Что ж, хорошо, если ты действительно считаешь, что это может помочь, то я сделаю это, но имей в виду, что таким образом я поступлю вопреки закону Торы, потому что до сих пор, когда у нас с ним царем была интимная близость, меня к этому принуждали (и, следовательно, я не несла за нее ответственности), но теперь я пойду по собственной инициативе. Поэтому, если мне суждено погибнуть, я погибну — как я перестану считаться достойной продолжательницей рода моего отца, так я и навсегда буду потеряна для тебя и нашего брака».

Пока Эстер принуждали к запрещенным отношениям с Ахашверошем, она все еще хранила надежду на воссоединение с Мордехаем. Но с того самого момента, когда она впервые добровольно шла на отношения с другим мужчиной, она оказывалась запрещенной Торой своему драгоценному еврейскому супругу.8

Другие мудрецы объясняют, что в ее словах есть еще более глубокий смысл. Используя фразу «если мне суждено погибнуть, я погибну», Эстер подразумевала, что она будет потеряна как для этого мира (если будет убита по воле царя, посчитавшего ее незванной гостьей), так и для мира будущего, потому что, соглашаясь на близость с Ахашверошем, она нарушала один из самых страшных грехов в иудаизме.9

Однако Мордехай, лидер евреев своего времени и член Сангедрина, еврейского Верховного Суда, настоятельно призывал Эстер поступить именно таким образом. Почему?

Спасение народа

Рабби Йехезкель Ландау, известный как Нода бе-Йеуда (1713-1793), в числе прочих, объясняет, что, хотя обычно человек не имеет права совершить один из трех смертных грехов, даже ради спасения своей жизни, все-таки есть исключение из этого правила.

Речь идет о ситуациях, когда некто идет на нарушение заповеди Торы, чтобы спасти целый народ. Поэтому на самом деле в той конкретной ситуации Эстер было разрешено пойти к Ахашверошу по собственному желанию, и это не считалось прелюбодеянием (однако Мордехаю она все равно после этого становилась навсегда запрещена)10).11

И теперь, понимая все это, мы можем по-настоящему оценить безграничное самопожертвование царицы Эстер. Эта удивительная женщина была готова отказаться от всего, что у нее было, как в духовном плане, так и в физическом, включая даже так долго хранимую надежду на воссоединение с любимым мужем — только чтобы спасти свой народ.

Так пусть же мы удостоимся того, чтобы подобно истории праздника Пурим, когда скрытые деяния руки Всевышнего были в конечном счете раскрыты, а Его народ оказался спасен, так же и в этом нашем изгнании, пусть рука Всемогущего раскроется, подарив нам окончательное Избавление в скором времени, в наши дни!


Сноски

  1. Талмуд, Мегила, 13а.
  2. Мегилат Эстер, 2:8.
  3. Мегилат Эстер, 2:15.
  4. Талмуд, Йома, 85б.
  5. См. Талмуд, Сангедрин, 74а, и Тосафот на этот стих.
  6. Там же.
  7. Мегилат Эстер, 4:16
  8. Талмуд, Мегила, 15а.
  9. Рабби Нетанель бен Ишайе, автор книги «Мидраш Маор а-Афела», цит. в Тора Шлейма на Мегилат Эстер, 4:16, 67.
  10. См. респонса Маарик, 167.
  11. Нода бе-Йеуда, Тиньяна,Йоре Дэа, 161.
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому