1. Это девятый и третий месяц

У еврейского года есть (как минимум1) два «начала» — в весеннем месяце Нисан и осеннем месяце Тишрей.  Если начинать отсчет от Нисана, то Кислев — это уже девятый месяц, а если от Тишрея, когда мы отмечаем самые главные праздники года, то третий.

2. Кислев может длиться 29 или 30 дней

Обычно еврейские месяцы чередуются по продолжительности. Один состоит из 29 дней, следующий — из 30, и так далее. Исключения составляют лишь Кислев и предшествующий ему Хешван, которые могут (а) оба длиться 29 дней; (б) оба длиться 30 дней; (в) или длиться по 29 и 30 дней соответственно, что позволяет не сбивать порядок чередования. Начиная со следующего месяца, Тевета, чередование возобновляется.2

3. Он никогда не начинается в Шабат

Еврейский календарь цикличен и следует определенному ритму, поэтому большая часть его дат может выпасть только на четыре из семи дней недели (это связано с особенностями осенних праздников, см. сноску №2).

А поскольку Хешван может длится как 29, так и 30 дней, для каждой даты Кислева оказывается уготовано два возможных дня недели. Из-за этого получается, что первый день этого месяца может прийтись на любой день недели, кроме Шабата.

Ноев ковчег

4. Великий Потоп закончился 27 Кислева

Первые капли дождя, которым начался Великий Потоп во времена Ноаха, попали на землю 17-го Хешвана и с того момента осадки не прекращались в течение 40 дней. Сопоставив эти факты, мы делаем вывод, что большая часть этого самого известного дождя в истории человечества пролилась именно в Кислеве, и закончился он 27-го числа.

5. Месяц заканчивается посреди Хануки

Ханука, праздник света, начинается вечером перед 25-м Кислева и заканчивается 8 днями позже. А так как месяц не может длиться дольше 30 дней, получается, что Кислев заканчивается, а огни Хануки и дальше продолжают все ярче разгораться с каждым вечером и проливают все больше света на долгие зимние сумерки.

Одно из объяснений происхождения названия этого праздника заключается в том, что именно 25-го Кислева Маккавеи одолели вражескую армию и отвоевали Святой Храм. На иврите слово “Ханука” — חנוכה — можно прочесть как “хану ка” — חנו כה — “отдохнули 25го” (сочетание букв “כה” имеет числовое значение 25).

6. Влияние буквы самех

Древний мистический труд под названием Сефер Йецира, говоря об этом месяце, сообщает нам, что Бог «сформировал букву самех, доминирующую во время сна, короновал, объединил и сотворил в мире лук (как оружие), а в году — Кислев…»3 Предыдущий месяц, Хешван, ассоциируется с укусом скорпиона и буквой нун, которая символизирует нофель, падение. Таким образом, в этом месяце мы осле падения снова поднимаемся вверх с буквой самех, название которой означает «основание, точка опоры».

7. Знак зодиака — стрелец

Как отмечается в Сефер Йецира, еврейский знак этого месяца (его мазаль) — это стрелец (кешет). По словам многих мудрецов Мидраша, это говорит нам о том, что даже если грехи человека подобны ядовитому укусу скорпиона (символ Хешвана), то благодаря молитве они могут быть заряжены в лук и выстрелены в самое далекое от него место.4

Некоторые ассоциируют лук стрельца с радугой, который Всевышний установил знаком союза с Ноахом после Потопа.5

8. У названия Кислев есть несколько значений

Одни мудрецы связывают название Кислев со словом кеcель, что означает «фланг».6

Другие указывают на связь со словом ксил, «глупец», напоминая, как Бог заботится даже о тех, кто поступил глупо.7

Третьи говорят о происхождении слова Кислев от кисло («вера», «упование»), и объясняют это тем, что очень важно уповать на Всевышнего — ведь благодаря своей сильной вере Маккавеи удостоились ханукального чуда (другое объяснение того же варианта гласит, что в этот период начинаются активные молитвы о дожде и люди уповают на то, что осадки придут в срок и будут оптимальной интенсивности).

9. В этом месяце пророк Эзра руководил общественным собранием

В первые годы эпохи Второго Храма писец Эзра, бывший тогда лидером сынов Израиля, созвал еврейский народ, недавно вернувшийся из вавилонского изгнания, на специальное общественное собрание в храмовом дворе. Там, стоя под дождем, люди согласились полностью вернуться к путям Всевышнего и отказаться от смешанных браков, которые заключали, находясь в изгнании.8

10. Было завершено строительство Мишкана

Мудрецы рассказывают, что строительство Мишкана (Скинии) было завершено в течение Кислева. Однако Моше отложил церемонию его торжественного открытия до весеннего месяца Нисан. Почти тысячу лет спустя Кислев получил свою “компенсацию за моральный ущерб”, когда Второй Храм был заново освящен после освобождения от греков 25-го Кислева, во время ханукальных событий.9

11. Началось строительство Второго Храма

В книге пророка Хагая мы читаем: «Обратите, прошу, сердце ваше от этого дня и далее, от дня двадцать четвертого девятого (месяца), от дня того, когда основан был храм Господа; обратите сердце ваше».10

По словам Раши, это пророчество говорит о том, что 24-го Кислева евреи начали достраивать уже имеющийся фундамент Храма, который они построили во времена правления царя Кира.


Сноски

  1. См. Мишна Рош а-Шана, 1:1.
  2. Подробнее об этом вы можете прочитать на нашем сайте в статье “О еврейском календаре”.
  3. Сефер Йецира, ч. 5.
  4. Песикта Рабати, 20.
  5. Зихрон Йосеф (Блужов), Ходеш Кислев.
  6. Аса Яреах ла-Моадим.
  7. Исмах Исраэль, Рош Ходеш Кислев, 1-2.
  8. Эзра, 10.
  9. Песикта Рабати, 6:5.
  10. Хагай, 2:18.

Была ли эта информация полезной?

Да (62)
Нет (2)
Спасибо за ваш отзыв!
Перейти к содержимому