Вопрос:
Уважаемый Рав Реувен,
Перед 9 Ава я посетила могилу Любавичского Ребе в Ohel. Там постоянно транслируют его лекции. В этот раз он говорил о «Wood offering» (жертвоприношении дров). Не могли бы вы подробнее объяснить, что это за пожертвование и есть ли определенная молитва, которую мы можем читать вместо «Wood offering» в наши дни? Спасибо.
Ответ:
Уважаемая Екатерина,
«Жертвоприношение дров» — это особая традиция, возникшая после возвращения евреев из вавилонского изгнания. По прибытии в Землю Израиля они обнаружили нехватку дров в Храме. Некоторые семьи проявили инициативу и пожертвовали необходимые дрова. В знак благодарности за их щедрость, пророки того времени установили для этих семей ежегодную привилегию приносить дрова в Храм в годовщину их первого пожертвования, даже при наличии достаточных запасов. Помимо этого, они приносили жертву всесожжения («ола»). Эти дни становились праздником для семей, совершавших данное жертвоприношение.
В наши дни, при отсутствии Храма, мы не можем физически совершать это жертвоприношение. Как Вы верно отмечаете, целесообразно изучать законы о дровах для Храма. Согласно Гемаре (Таанит 27б), изучение законов жертвоприношений засчитывается человеку, словно он действительно принес эти жертвы. Более того, в книге пророка Ошеа (14:3) сказано: «и мы принесем жертву уст наших», что учит нас: наши молитвы и изучение могут заменить физические жертвоприношения.
В качестве замены этому жертвоприношению дров можно читать следующий стих из Ваикра (6:5):
וְהָאֵ֨שׁ עַל־הַמִּזְבֵּ֤חַ תּֽוּקַד־בּוֹ֙ לֹ֣א תִכְבֶּ֔ה וּבִעֵ֨ר עָלֶ֧יהָ הַכֹּהֵ֛ן עֵצִ֖ים בַּבֹּ֣קֶר בַּבֹּ֑קֶר וְעָרַ֤ךְ עָלֶ֙יהָ֙ הָֽעֹלָ֔ה וְהִקְטִ֥יר עָלֶ֖יהָ חֶלְבֵ֥י הַשְּׁלָמִֽים:
«Огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сжигает на нем тук мирных жертв».