Осада и падение Иерусалима
На протяжении восемнадцати лет во дворце Навухаднецара раздавался голос с небес, взывающий: «Недостойный раб! Восстань и разрушь дом Г-спода, ибо дети Его не повинуются Ему». Навухаднецар, охваченный страхом, не двигался с места, рассуждая: «Всевышний намерен поразить мое царство и обойтись со мной так же, как с моим предшественником Санхеривом». В конце концов, он остался в Дафне Антиохийской и отправил Навузарадана, начальника своих телохранителей, разрушить Иерусалим.
Навузарадан осаждал Иерусалим три с половиной года, ежедневно обходя город, но не мог его взять. Когда он уже собирался вернуться, Всевышний внушил ему мысль измерять высоту стен Иерусалима каждый день. Оказалось, что стена ежедневно погружалась в землю на два с половиной тефаха. Когда она полностью ушла в землю, враги вошли в Иерусалим. Об этом моменте сказано: «Не верили цари земли и все жители Вселенной, что враг и неприятель войдет в ворота Иерусалима» (Эйха, 4:12).
Разрушение Храма
Рава рассказывал: «Навухаднецар послал Навузарадану триста мулов, нагруженных стальными топорами, способными рубить железо, но все они разбились об одни-единственные ворота Иерусалима, не причинив им вреда. Как сказано: «И ныне все украшения его молотом и топором разбивают» (Тегилим, 74:6)». Когда Навузарадан уже хотел вернуться, голос с небес произнес: «Навузарадан! Действуй смелее! Пришло время Храму быть разрушенным и сгореть».
У Навузарадана остался один топор. Ударив им в ворота, он разбил их, как сказано: «Подобен был он тем, что поднимают топор на заросли древесные» (Тегилим, 74:5). Он убивал всех на своем пути, пока не дошел до Храма и не поджег его. Храм поднялся в небо, но небесная сила заставила его опуститься на землю, как сказано: «Как в давильне истоптал Г-сподь деву, дочь Йегуды» (Эйха, 1:15). Навузарадан возгордился, но голос с Небес осадил его: «Ты поразил уже убитых, сжег уже сожженное, истолок в муку уже перемолотое».
Пророк Йирмеягу и разрушение Иерусалима
В тот час Всевышний обратился к пророку Йирмеягу: «Ступай в Анатот и купи поле у Ханамеля, твоего дяди». Как только Йирмеягу покинул Иерусалим, с небес спустился ангел, ударом ноги разрушил стены города и провозгласил: «Пусть теперь враги войдут в дом, лишенный хозяина, и разорят его. Пусть вторгнутся в виноградник, оставленный сторожем, и вырубят лозы. Но пусть не хвалятся победой, ибо они захватили уже покоренный город, истребили уже побежденный народ, сожгли уже разрушенный дом».
Враги воздвигли помост на Храмовой горе для совета, выбрав то самое место, где некогда царь Шломо совещался со старейшинами о благоукрашении Храма. Теперь же здесь враги держали совет о его уничтожении. Не успели они закончить, как увидели четырех ангелов, спускающихся с неба с горящими факелами. Ангелы коснулись четырех углов Храма, предав его огню.
Трагедия священников и жителей Иерусалима
Первосвященника, идущего своей дорогой, враги схватили и убили у жертвенника, где ежедневно приносилась жертва Тамид. Его дочь, выбежав, воскликнула: «Горе мне, отец мой, свет очей моих!» Враги схватили и ее, и кровь дочери смешалась с кровью отца.
Когда когены и левиты увидели, что Храм объят пламенем, они взяли свои трубы и музыкальные инструменты и бросились в огонь, погибнув в нем. Девы Иерусалима, ткавшие завесу для Храма, узрев его горящим, также бросились в огонь и сгорели.
Бегство и пленение царя Цидкиягу
Когда царь Цидкиягу увидел всё это, он попытался бежать по подземному ходу, ведущему из его дома в степи близ Йерихо, где проходил водный канал. Но Всевышний устроил так, что олень бежал в это время над подземным ходом, а вавилоняне гнались за ним. Олень подбежал к выходу из подземного хода как раз тогда, когда Цидкиягу и его сыновья выходили оттуда. Вавилоняне увидели их и схватили.
Навузарадан отправил их к Навухаднецару. Тот обратился к Цидкиягу: «Что побудило тебя восстать против меня? По какому закону должен я судить тебя? Если по закону твоего Б-га — ты подлежишь смерти, ибо дал ложную клятву Его Именем. Если по законам царства — ты подлежишь смерти, ибо всякий, нарушивший клятву верности царю, достоин смерти».
Цидкиягу попросил: «Убей меня первым, чтобы я не увидел, как проливается кровь моих сыновей». Сыновья его также обратились к Навухаднецару: «Убей нас первыми, чтобы мы не видели, как кровь нашего отца проливается на землю». Навухаднецар поступил жестоко: он убил сыновей на глазах отца, а затем вырвал Цидкиягу глаза и бросил их в печь. Затем он увел Цидкиягу в Вавилон.
Плач Цидкиягу и исполнение пророчества
Цидкиягу стенал и говорил: «Приходите и смотрите, смертные! Йирмеягу пророчествовал мне: «В Вавилон ты придешь, и в Вавилоне умрешь, но Вавилона глаза твои не увидят!» Я не прислушался к его словам — и вот, я в Вавилоне, но глаза мои не видят его!»
Скорбь пророка Йирмеягу
Когда пророк Йирмеягу возвращался из Анатота в Иерусалим, он поднял глаза к небу и увидел дым, поднимающийся над Храмом. Он подумал: «Возможно, еврейский народ раскаялся в своих грехах и приносит жертвы Всевышнему». Но когда он поднялся на стену и увидел, что Храм превратился в груду камней, а стены Иерусалима разрушены, он начал причитать: «Уговорил Ты меня, Г-сподь (покинуть Иерусалим), и я дал уговорить себя» (Йирмеягу, 20,7).
Идя своим путем, он стенал: «По какой дороге пошли грешники? По какой дороге пошли осужденные на гибель? Я пойду туда же и погибну с ними». Он увидел тропу, залитую кровью, и прильнул лицом к земле, целуя следы маленьких детей, уводимых в плен.
Йирмеягу присоединялся то к группе закованных в цепи юношей, то к старикам, но Навузарадан каждый раз отделял его от них. Они стояли друг напротив друга и плакали. Йирмеягу говорил: «Братья мои, народ мой, все это произошло с вами из-за того, что вы не внимали моим пророчествам».
Выбор Йирмеягу
Когда они прибыли к реке Прат (Евфрат), Навузарадан сказал Йирмеягу: «Если хочешь идти со мною в Вавилон, иди». Йирмеягу задумался и ответил: «Если я пойду с ними в Вавилон, кто утешит тех, кто остался в Иерусалиме?» Он решил остаться.
Когда пленники увидели, что Йирмеягу оставляет их, они горько зарыдали: «Неужели ты нас покидаешь? Ведь сказано в Писании: «На реках вавилонских — там сидели мы и плакали» (Тегилим, 137,1)». Йирмеягу ответил им: «Я беру в свидетели небо и землю — если бы вы заплакали один только раз, пока жили в Ционе, то не были бы изгнаны оттуда».
Скорбь Йирмеягу о разрушенной земле
Йирмеягу шел, плача и говоря: «Как жаль тебя, прекраснейшая из стран!» На обратном пути он находил в горах отрубленные пальцы рук и ног. Он подбирал их, ласкал, прижимал к груди и целовал, а затем заворачивал в свою одежду. Плача, он говорил: «Дети мои, разве я не предостерегал вас, говоря: «Воздайте славу Г-споду, Б-гу вашему, пока еще не наступила тьма и пока еще ноги ваши не споткнулись на горах мрака» (Йирмеягу, 13, 16)».
Он продолжал: «Об этом грозном часе сказано: «Подниму я плач и стон о горах и рыдания — о пастбищах пустыни» (Йирмеягу, 9,9). Об этих прекрасных горах я буду плакать, и плач мой о Яакове станет рыданием».
Уход Шхины из Храма
В Писании сказано: «И отошла Слава Г-спода от порога дома» (Йехезкель, 10,18). Рав Аха объяснял: «Так царь оставляет свой дворец в гневе. Но затем он возвращается, целует стены дворца и его колонны и говорит: «Горе тебе и прощай, мой дворец! Горе тебе и прощай, мой царский дом! Горе тебе и прощай, дом моих близких! Горе тебе и прощай, отныне — горе тебе и прощай!»»
Скорбь Всевышнего
В Писании сказано: «И Г-сподь, Б-г Цеваот, призвал в тот день плакать и сетовать» (Йешаягу, 22,12). Когда Всевышний решил разрушить Храм, Он сказал: «Пока Я пребываю в нем, враждебные народы не в состоянии прикоснуться к нему. Поэтому Мне придется отвратить от него взор Мой и поклясться, что Я не обращусь к нему до самого конца времен. Тогда враги придут и разрушат Храм».
Всевышний поклялся Своей правой рукой и спрятал ее за спину, как сказано: «Пред врагом убрал Он десницу Свою» (Эйха, 2,3). Враги немедленно вошли в Храм и сожгли его. После этого Всевышний сказал: «Отныне нет у Меня резиденции на земле. Шхина Моя покинет землю и вернется в свою прежнюю обитель».
Плач Всевышнего и ангелов
В этот час Всевышний заплакал и сказал: «Горе Мне, что Я сделал! Поселил Шхину Мою на земле ради Израиля, а когда евреи согрешили, вернул ее в прежнюю обитель. Я стал предметом насмешек для народов мира, презрения для всего живого».
Тотчас явился ангел Метатрон, пал ниц перед Всевышним и сказал: «Властелин мира! Пусть я буду плакать, а не Ты!» Всевышний ответил: «Если ты не дашь Мне плакать здесь, Я поднимусь в сферы, куда тебе нет доступа, и буду плакать там». Об этом сказано: «Если же вы не послушаете, будет душа моя плакать втайне» (Йирмеягу, 13,17).
Всевышний сказал ангелам служения: «Давайте пойдем — вы и Я — в Мой дом и увидим, что сделали с ним враги». Они отправились в путь, а Йирмеягу шел перед ними. Увидев издалека руины Храма, Всевышний воскликнул: «Несомненно, это Мой дом, Мое пристанище, с которым враги расправились, как им было угодно». Он громко заплакал и сказал: «Горе Мне и Моему дому! Сыновья Мои — где вы? Когены и левиты, где вы? Что еще могу Я сделать для вас? Сколько раз Я предупреждал вас — но вы не раскаялись в своих грехах!»
Пробуждение праотцев
Всевышний сказал Йирмеягу: «Я подобен сегодня человеку, у которого был единственный сын. Он устроил сыну свадьбу, и тот умер прямо под хупой. Неужели ты не сострадаешь ни Мне, ни Моему сыну? Ступай и подними Авраама, Ицхака, Яакова и Моше из их могил — они умеют плакать».
Йирмеягу пришел в Маарат Гамахпела и призвал праотцев. Затем он отправился на берег Иордана и воззвал к Моше. Моше предстал перед ангелами служения и узнал о разрушении Храма. Все они разорвали свои одежды, обхватили головы руками и пришли к воротам Храма, плача и крича.
Мольба Рахели и обещание возвращения
В тот час предстала перед Всевышним праматерь Рахель и сказала: «Властелин мира! Тебе известно, что Яаков любил меня великой любовью и служил за меня моему отцу целых семь лет. Но когда пришел час моего бракосочетания, мой отец решил подменить меня моей сестрой — однако я не проявила ревности и не опозорила сестру. Если я, всего лишь смертная, всего лишь прах земной, не проявила ревности, когда мне причинили горе — ты, Царь вечный, милосердный — отчего Ты возревновал к идолопоклонству, в котором нет ни одной крупицы подлинного, и изгнал моих детей?»
Тотчас же во Всевышнем пробудилась жалость, и Он сказал: «Ради тебя, Рахель, Я возвращаю Израиль в его страну». Именно об этом сказано: «Так сказал Г-сподь: «Слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих, не хочет она утешиться»» (Йирмеягу, 31, 14). И далее: «Так сказал Г-сподь: «Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой… возвратятся сыны в пределы свои»» (Йирмеягу, 31,15).
Этот материал был опубликован на сайте Толдот.ру.