«И вот имена сынов Исраэля, шедших в Египет, с Яаковом, каждый с домом своим, пришли они». (Шмот, 1:1)
Пишет Раши: «Хотя (Писание уже) перечислило их поименно при их жизни, вновь перечислило их после смерти, (тем самым) показывая, насколько они были дороги (Превечному), — они уподоблены звездам, которых Он выводит и возвращает по счету и по именам, как сказано: «Тот, Кто выводит их воинство по счету всех их по имени называет»».
Называя каждого по его имени, Тора показывает тем самым его индивидуальность и неповторимость в глазах Всевышнего и, следовательно, великую важность. Подобное мы видим и в обращении Творца к Моше в начале книги Ваикра: до того, как Б-г сообщил Моше законы жертвоприношений, Он обратился к Моше, позвав его, выражая тем самым благосклонность и расположение по отношению к нему. Из этого обращения Творца к Моше наши мудрецы (трактат Йома, 4б) учат важное правило: если человек желает попросить что-либо у своего ближнего, он должен прежде всего обратиться к нему, называя его по имени, поскольку такое обращение показывает его важность в наших глазах и оказывает ему почёт.
Проявление уважения и почёта к нашим ближним является одной из самых важных заповедей в поведении человека, которая требуется Торой. У раби Акивы было 24 тысячи учеников, и все они умерли только из-за того, что не оказывали достаточный почёт один другому (Йевамот, 62б). Само слово почёт на иврите обозначается словом «кавод», которое является однокоренным слову «кавед» — тяжёлый, весомый. Настоящий почёт оказывается человеку, когда он чувствует свою «весомость» в наших глазах, свою важность. Пренебрежение же называется в иврите словом «зильзуль», которое однокоренное слову «золь» — лёгкость, дешевизна. Когда человек чувствует свою незначимость и невесомость, он таким образом чувствует пренебрежение по отношению к нему.
Как важно именно в наше время, когда ко всем и ко всему относятся часто в цифрах и номерах, дать возможность почувствовать каждому человеку свою индивидуальность, свою неповторимую важность.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«