Наша природа предрасполагает нас, но через воспитание и образ жизни мы можем выбирать, кем стать и какое наследие оставить после себя.
Будучи близнецами, Джек и Оскар имели одну и ту же ДНК, одну и ту же природу, но, тем не менее, они стали совершенно разными людьми. Родившиеся в Тринидаде в 1933 году, они были разделены в шесть месяцев после развода родителей. Оскар уехал в Германию с матерью-католичкой, а Джек остался с отцом, румынским евреем. Оскар вырос в эпоху подъема нацистов, приветствовал школьного директора фразой «Хайль Гитлер» и позже вступил в Гитлерюгенд.
Джек, тем временем, всегда считал себя евреем, но не осознавал важности этого до 15 лет, когда его отправили в Венесуэлу к тете. Она, выжившая после Дахау, была единственной родственницей со стороны его, которая осталась в живых.
После войны тетя Джека посоветовала ему переехать в Израиль, и в 16 лет он сделал алию и вступил в израильский флот, в конечном итоге став офицером. В 1954 году Джек поехал в Германию, чтобы встретиться со своим идентичным близнецом. Им было по 21 году, когда они впервые встретились как взрослые.
Психолог Нэнси Сегал рассказывает об этой встрече в своей книге «Неразделимые: Жизни необыкновенных близнецов.» Джек и Оскар разглядывали друг друга, как будто видели инопланетянина, несмотря на то, что их внешность должна была казаться им знакомой. Их культурные различия были так же очевидны, как их физическое сходство. Увидев израильские багажные бирки Джека, Оскар снял их и сказал своему давно потерянному брату, чтобы он говорил другим, что приехал из Америки, а не из Израиля.
Достаточно сказать, что первая встреча прошла неудачно. Два брата – один, выросший гордым евреем, служившим в израильском флоте, и другой, выросший немецким католиком, который поднялся в нацистской молодежной организации и был научен ненавидеть евреев. Из-за языкового барьера они не могли много общаться. В конце визита они пожали руки как незнакомцы, и Джек отправился в Сан-Диего, где прожил остаток своей жизни.
В 1979 году Джек узнал об исследовании, посвященном близнецам и великом споре о природе и воспитании. Он спросил, могут ли он и его брат принять участие, надеясь, что после 25 лет это даст им еще одну возможность увидеться и наладить отношения.
Они встретились в аэропорту Миннеаполиса и, к своему удивлению, обнаружили, что одеты абсолютно одинаково – в белый спортивный пиджак, похожие рубашки и очки в металлической оправе. Во время исследования они узнали, что у них много общего. Оба были упрямыми и высокомерными, оба отчаянно соревновались. Оба читали книги с конца, чихали невероятно громко, ходили похожей походкой и носили резиновые браслеты на запястьях.
И все же, несмотря на все сходства, данные им природой, воспитание сделало их разными. Они никогда не могли прийти к согласию по вопросам, касающимся Израиля и его врагов или о том, кто был ответственен за Вторую мировую войну. Повторяющиеся упоминания Оскара о немецких солдатах как о «нас» выводили Джека из себя. В документальном фильме BBC о близнецах Джек рассказывает, что они пытались нравиться друг другу и наслаждаться обществом друг друга, но всегда было что-то, что они не могли терпеть друг в друге. Джек умер несколько лет назад в возрасте 82 лет, а Оскар скончался в 1997 году.
Будучи близнецами, Эсав и Яаков имели одинаковую ДНК и природу, но стали радикально разными людьми. Один стал патриархом нашего народа, а другой — великим злодеем в еврейской истории, прародителем Эдома, в изгнании которого мы остаемся до сих пор.
Имя Эсав происходит от еврейского слова «асуй», что означает «завершенный» или «готовый продукт.» В простом понимании это является поверхностным описанием внешности Эсава. Он был физически зрелым, покрытым волосами и выглядел взрослым, полностью сформировавшимся.
Но имя Эсава относится не только к его физическому облику; оно также отражает его дух и подход к жизни. Эсав видел себя как завершенный продукт с самого начала. То, что видишь, — это то, что получаешь. У него не было интереса или амбиций расти, меняться или улучшаться. Он был уже сформирован, завершен с самого начала. Поэтому Тора описывает Эсава как «человека, искусного в охоте, человека поля.» Он остается примитивным, грубым человеком, который проводит свои дни среди животных, занимаясь охотой в поле.
Имя Яакова отражает противоположное качество — неутолимое стремление к росту и совершенствованию. Корень имени Яаков — «акев», что означает «пятка.» Когда мы ходим, пятка первой касается земли. Она символизирует начало, первый шаг, за которым следует многое. «Акев» обозначает начало процесса, за которым последуют великие дела, как в выражении «иквеса де-Мешиха, пятка Мессианской эпохи.»
Эсав и Яаков — близнецы, которые появляются на свет с одинаковой ДНК, с одинаковой «природой,» но с противоположными отношениями к своему развитию. Эсав доволен собой с самого начала, в то время как Яаков считает, что появление на свет — это лишь первый из многих шагов и путешествий, которые ему предстоит пройти.
Действительно, в то время как Эсав находится в духовном застое, остается незрелым и неразвитым, Яаков всю жизнь борется, сталкивается с трудностями и растет. Он преодолевает свою застенчивую природу, сначала получая первородство, а затем, вопреки своей натуре, обманывая отца, чтобы получить благословение. Позже, перед встречей с Эсавом, он борется с ангелом всю ночь и побеждает. Застенчивый, пассивный юноша, который характеризуется как усердный ученик в шатре, становится сильным, динамичным, уверенным патриархом и лидером, одним из величайших образцов для подражания нашего народа.
Эсав выбирает оставаться «завершенным» – неподвижным, но Яаков идет вперед, идет шаг за шагом, бежит и в конечном итоге достигает своей судьбы как Исраэль. Независимо от нашей природы, мы не являемся завершенными продуктами. Мы можем воспитывать себя, чтобы расти, улучшаться и меняться во всех сферах нашей жизни.
Джек и Оскар не оставили наследия, основанного на общих чертах, таких как громкое чихание или манера ходьбы. Благодаря разному воспитанию, Джек оставил наследие офицера израильского флота, в то время как Оскар оставил наследие как энтузиаст нацистской молодежи.
У всех нас есть природные склонности, но благодаря тому, как мы воспитываем себя и живем свою жизнь, мы в конечном итоге можем выбирать, кем стать и какое наследие оставить.