«Ленивец в глазах своих мудрее семерых мудрых советников»
Мишлей (Притчи Соломона), глава 26, стих 16
В этом стихе царь Соломон высмеивает самообман ленивца, который считает себя мудрее других, несмотря на очевидную несостоятельность такого предположения. Вся выдуманная мудрость ленивца – лишь для того, чтобы придумывать оправдания своей лени.
Рамхаль (Раби Моше Хаим Луцато) в своем фундаментальном труде «Месилат Йешарим» расширяет это понимание. Он подчеркивает, как лень искажает восприятие человека, пробуждая в нем стремление приводить многочисленные аргументы для оправдания своего бездействия. Рамхаль указывает, что ленивец часто использует сложные рассуждения и цитаты из мудрых писаний, чтобы укрепить свою позицию. Однако, эти умозаключения не являются продуктом истинного интеллектуального поиска, а скорее вытекают из его лени, искажая его мышление.
Сравнение с «семью мудрыми советниками» намекает на то, что ленивец считает себя умнее самых мудрых людей. Ведь семерка в иудейской традиции символизирует совершенство. Виленский Гаон проводит интересную аналогию с «семью советниками» из Книги Эстер, олицетворяющими высшую мудрость и совет.