«И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте исхитримся (против) него…» (Шмот, 1:9)
Наши мудрецы говорят, что фараон опасался прежде всего избавителя евреев. Его звездочеты предсказали, что у евреев родится избавитель, который спасет их от египетского рабства. Фараон решил исхитриться и издал указ утопить всех еврейских младенцев в Ниле. Однако Творца невозможно обхитрить, как сказал царь Шломо (Мишлей, 21:30): «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета против Г -спода». Пишет Рамхаль в книге Даат Твунот: «ни одно из Его созданий не может противостоять Ему… Все их ухищрения – ложь, и не помогут они им, ведь Он – господин всего, и нет другого, кроме Него».
Фараону не только не удалось воспрепятствовать избавлению евреев, а, напротив, он сам, как ни удивительно, всеми своими действиями способствовал этому. Тем, что он утяжелил работу евреев, он способствовал тому, что евреи воззвали к Творцу. А тем, что он приказал бросить еврейских младенцев в Нил, способствовал тому, что его дочь, когда шла по берегу Нила, увидела Моше и взяла его в дом фараона, где Моше и вырос. Выходит, что фараон сам вырастил Моше в своем доме.
И так все желания грешников, желающих помешать планам Господа: они не только не преуспеют в этом, но и, как выяснится в конце концов, будут всеми своими действиями содействовать этому.
Рамхаль пишет, что, когда откроется нашим глазам, что никакие изощрения грешников не только не помогут им помешать планам Всевышнего, но и будут способствовать им, мы явно увидим единство Творца, в чем и заключается цель всего происходящего в мире. И об этом говорит пророк Йешаяѓу (45:6-7): «Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я – Б -г (Сущий), и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я – Б -г (Сущий), делающий всё это».