В Торе рассказывается, что после смерти всех братьев Йосефа, над Египтом встал новый фараон, который «не знал Йосефа».
Раши приводит мнение, что сам царь не был новым; Тора называет его «новым», поскольку его указы были новыми: до сих пор он относился к евреям благосклонно, но после того, как Йосеф и все его братья умерли, издал дискриминирующие указы и начал порабощать и угнетать евреев. А сказанное в стихе «который не знал Йосефа», по словам Раши, говорит о том, что он поступал так, как будто его не знал. Если бы фараон помнил хотя бы ту небольшую часть из всего того добра, которое Йосеф ему сделал, он бы не только не порабощал евреев, но и оказывал бы им большие почести.
Интересно, что благодарность на иврите передается словами «ѓакарат това», что буквально переводится «признать благо». Также благодарить – на иврите это слово «леѓодот», что означает также «признать», и в русском языке есть аналогичное слово – «признательность». Природа человека такова, что, если он осознает то добро, которое было ему сделано, он невольно выражает благодарность и признательность. При этом у человека есть свобода выбора не обращать внимания на добро, которое было сделано по отношению к нему, игнорировать и «забыть» его, подобно фараону.
Талмуд (Брахот, 58а) утверждает, что в том, насколько человек осознает сделанное ему добро, заключается основная разница между хорошим и плохим гостем. Хороший гость, по утверждению Талмуда, осознает благо хозяина дома, ценит его и говорит себе: «Сколько хлопотал хозяин дома для меня, сколько мяса принес мне, сколько вина, сколько отборных видов хлеба! Всё, что трудился хозяин дома, для меня трудился!» А плохой гость говорит: «Чего особенного хозяин дома сделал для меня? Я всего съел только один кусочек хлеба, один кусочек мяса, только один стакан вина выпил. Все труды, которые хозяин дома приложил для приготовления трапезы, – хлопотал только для себя и своей семьи».
Все мы – гости у Творца, который является настоящим Хозяином этого мира, и важно осознавать блага, которые Творец делает нам. Поэтому Мишна (Санѓедрин, 27а) утверждает, что каждый человек должен сказать: «Для меня создан мир».