Вопрос:
Как правильно называть имя того, за кого молишься, если это твой близкий родственник (например, мать или дочь)? Следует ли говорить «има шели» (моя мать) или «бат шели» (моя дочь)? Или нужно использовать полное имя?
Ответ:
В Зоаре (глава Ваишлах, лист 169) сказано, что молящийся должен ясно выражать свои слова. Это выводится из молитвы Яакова: «Спаси меня от руки брата моего, от руки Эсава«, где он уточняет «от руки брата моего», а затем «от руки Эсава», чтобы выразить свою просьбу максимально точно.
Однако эти слова Зоара нуждаются в разъяснении, ведь мы видим, что когда Моше Рабейну молился за Мирьям, он даже не упомянул ее имени, сказав лишь: «Боже, прошу, исцели ее» (Бемидбар 12:13).
Маген Авраам (Орах Хаим 119) объясняет, что когда больной находится перед молящимся, нет необходимости упоминать его имя. Мирьям была перед Моше, как мы это видим из того, что сказано: «И обратился Аарон к Мирьям, и вот она покрыта проказой» (Бемидбар 12:10). Причина этому заключается в том, что присутствие человека само по себе конкретизирует молитву.
Отсюда мы можем извлечь урок, что когда ситуация ясна, нет необходимости упоминать имя матери. Поэтому, несомненно, можно молиться, например, так: «моя дочь Сара», «мой брат Яаков», «мой отец» или «моя мать».
Стоит отметить, почему принято упоминать в молитве именно имя матери, а не отца. Источник этого — Гемара в трактате Шаббат: «Сказал Абайе: сказала мне мать, все заклинания [следует произносить] с именем матери» (Шаббат 66б).
Причину, почему упоминают именно имя матери, объясняет Бен Иш Хай: потому что на женщину не так много обвинений, как на мужчину, ведь она освобождена от заповедей, зависящих от времени, и от греха пренебрежения изучением Торы.