Иерусалим — столица Израиля, располагается вблизи Иудейских гор, на высоте 800-900 м над уровнем моря. Иерусалим находится на жизненно важном перекрестке дорог. Через него проходят: с севера на юг — дорога Бамат ĥа-Ĥар (горная гряда), с запада на восток — дорога, ведущая с побережья за Иордан.
Иерусалим делится на Старый город, окруженный стеной, и на Новый город, который построен вне стен. Старый включает в себя четыре района: еврейский, армянский, христианский и мусульманский. Новый город поделен на кварталы, большинство из которых еврейские, другие арабские. Население насчитывает 660,000 человек, из них около 440,000 евреи, остальные арабы. Основой экономики Иерусалима являются: оказание госуслуг (министерства), туризм, промышленность и сфера искусства (работы ремесленников). В Иерусалиме сконцентрированы многие учебные заведения (университеты, иешивы и т.д.).
Для еврейского народа Иерусалим — святой город и центр исторического государства, в нем находился Храм. Вечный завет существует между еврейским народом и Иерусалимом, как написано: «если забуду тебя Иерусалим, забудет меня моя десница, прилипнет язык к небу моему, если не буду помнить тебя, если не превознесу Иерусалим во главу радости моей» (Теилим, 137). О статусе города точно известно из слов Пророков, мудрецов Талмуда, Мидрашей, Алахи и Агады. Об Иерусалиме мечтали на протяжении поколений, о нем складывали сказания, сочиняли песни и стихи. Царь Давид сказал об Иерусалиме: «прекрасен видом, радость для всей земли» (Теилим, 48:3). Царь Соломон говорит в притче: «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Тирца, приятна, как Иерусалим» (Песня песней, 6:4). Мудрецы свидетельствовали о том, что нет такой красоты, подобной красоте Иерусалима: из десяти мер красоты, спустившихся в мир — Иерусалим принял девять, а весь мир – одну (Кидушин, 49:2). Об Иерусалиме говорили мудрецы, что он «свет мира» (Берешит Раба, 59:8). Также говорили, что человек, молящийся стоя, должен обращать свое лицо к Иерусалиму (Брахот, 30, 2). Члены Великого собрания (позже Санедрин) добавили в молитву Шмона Эсре и в молитву после хлебной трапезы особые благословения для Иерусалима, давали ему дополнительные имена, как например: «город победы» (Брахот, 58, 1), а также «наследие и покой Израиля» (Звахим, 119, 1). Также в период его запустения, евреи старались восходить в Иерусалим и молиться в нем.
Город Давида
Когда царь Давид захватил крепость Сион и сделал ее местом своего пребывания, то назвал ее «город Давида» и расширил его пределы на другие области на севере города, которые включали в себя также территорию Храмовой горы (Шмуэль II, 5, 7-10). Царь Соломон, правивший после Давида, построил в 2929 году (832 до н.э.) Храм на Храмовой горе в Иерусалиме — необыкновенно великолепный и величественный. Его строительство продолжалось семь лет. Храм стал духовным центром и символом единства нации. Сам город стал столицей Израильского Царства (Млахим I, 6-7). После смерти Соломона, когда Израильское Царство распалось на две части, Иерусалим остался столицей Иудейского Царства, до разрушения Первого Храма.
Ассирия против Израильского Царства
Вся Иудея оказалась в руках ассирийцев, кроме Иерусалима, который осаждал Санхерив, царь ассирийский, на протяжении трех лет, но так и не сумел завоевать его. Навуходоносор, вавилонский царь, пошел войной на Иерусалим, захватил его и отправил в изгнание в Вавилон царя Иехонию и знатных людей города. И назначил вместо него Седекию, который правил девять лет, а затем восстал против него. Навуходоносор снова пошел войной на Иерусалим и осаждал его в течении двух лет. Городская стена была пробита и подожжена. И Девятого Ава 3338 года (422/585? гг. до н.э.) был подожжен и разрушен Храм. Многие жители города были убиты во время военных действий, остальные — уведены в изгнание в Вавилон (Вавилонское Изгнание — Галут Бавель). Иудейское Царство прекратило свое существование и страна опустела.
После изгнания
После 70-ти лет изгнания, в течение которого возникло персидское царство, ставшее наследником вавилонского, Кир Великий, персидский царь, разрешил еврейским изгнанникам вернуться на родину и построить храм в Иерусалиме (декларация Кира), и даже помог им деньгами из своей сокровищницы. «Пленники Сиона» вернули обратно в Иерусалим золотые и серебряные сосуды из Храма, вывезенные Навуходоносором в Вавилон, и начали восстанавливать развалины города и Храма. Постройка Второго Храма закончилась в 348 г. до н.э., и спустя примерно год из Вавилонского плена, после того, как получил широкие полномочия от Кира, в Иерусалим, во главе большой группы возвращавшихся в Сион, прибыл Эзра а-Софер. Через несколько лет после него в Израиль прибыл Нехемья, уполномоченный править от имени царя и стал отстраивать стены Иерусалима.
Греки и римляне против Иерусалима
Когда на трон взошел Антиох IV Эпифан, он начал насильственную эллинизацию в Иудее и Иерусалиме. В 167 г. до н.э. греки и сирийцы осквернили Храм, поставили в нем статую Зевса и вынуждали евреев совершать языческие ритуалы. Священник Матитьяĥу Хасмоней из Модиина призвал народ к восстанию и примерно через три года повстанцы захватили Храмовую гору и очистили Храм (Ханукальное чудо). В период царствования хасмонейской династии Иерусалим продолжал быть столицей независимой Иудеи. После смерти царицы Саломеи, между двумя ее сыновьями Гирканом и Аристобулом, началась война за то, кто унаследует власть. Сыновья попросили римского консула Помпея вмешаться, каждый просил в свою пользу. Но результатом стало завоевание Иерусалима, и Иудея превратилась в римский протекторат. Потомки хасмонейской династии продолжили воевать между собой за власть в Иудее, до тех пор, пока в 35 г. до н.э. Римом не был назначен правителем Иудеи Ирод. Несмотря на то, что он правил как тиран и убил многих израильских мудрецов и всех потомков хасмонейской династии, в его время Иерусалим пережил подъем строительства, в результате которого стал одним из самых роскошных городов древнего мира. Ирод также отремонтировал Храм настолько, что мудрецы писали: тот, кто не видел здания Ирода, никогда не видел прекрасного строения (Бава Батра, 4, 1). В его время в Иерусалиме возникла династия Несиим, продолжавшаяся пять поколений, во главе которой находился глава Санедрина и лидер народа. Первым в династии был престарелый Ĥилель, его ученики и ученики его товарища Шамая были первыми Танаим и основали иешивы в Израиле.
Разрушение Второго Храма
В 66 г.н.э. (3826 по еврейскому летоисчислению) началось «великое восстание». Военные римского гарнизона в Иерусалиме были уничтожены и римская армия, посланная в Иерусалим, отступила под натиском повстанцев. Римская империя не смирилась с такой ситуацией. Военачальник Веспасиан вторгся в Галилею во главе 60,000 солдат, еврейские повстанцы отступили и укрылись за стенами Иерусалима. Римское войско захватило Новый город вне стен и установило осаду 10-го тевета 3828 года (68 г.н.э). Веспасиан вернулся в Рим и был коронован императором, его сын Тит продолжил осаду. 17-го тамуза 3830 года по еврейскому календарю (70 г.н.э.) была отменена постоянная жертва в Храме, из-за отсутствия в городе необходимых для принесения в жертву животных. Стена была пробита и 9-го ава был разрушен Второй Храм. Большинство жителей города и его защитников были уничтожены, оставшиеся были уведены в Европу, там проданы в рабство и оставались в нем до тех пор, пока не были выкуплены еврейскими общинами Европы.
Когда был разрушен Иерусалим, вышло постановление: «Видящий из зрящих на Иерусалим в развалинах говорит: “стал Сион пустыней, Иерусалим — опустошенным местом” (Иешаяу, 64:9), потерявшим свое величие (Моэд Катан, 26, 1)». Во времена Талмуда было принято, что видящий впервые Иерусалим в развалинах — не ел в тот день мяса и не пил вина (Недарим, 12, 1). Ученики великих мудрецов одевались в черное в знак траура по Иерусалиму (Баба Кама, 59, 2) и каждый человек, когда обустраивал свой дом, должен был оставить что-либо незаконченным, как знак скорби по Иерусалиму (Баба Батра, 60, 2) и говорили, что каждый скорбящий по Иерусалиму удостоится увидеть его в радости (Таанит, 30, 2).
Во время правления Цезаря Адриана распространился слух, что Иерусалим будет возвращен евреям. В результате были проведены организационные и финансовые приготовления с целью постройки Храма, но Цезарь отказался от своего обещания. В народе началось брожение и оно в конце концов привело к восстанию Бар-Кохбы (с 3892 по 3895 гг. (132-135 гг.н.э.)). Восстание было подавлено с величайшей жестокостью. Евреи Иудеи были истреблены. Римляне разрушили Иерусалим до основания, распахали его и засыпали солью, а на развалинах возвели римский город, назвав его Элия Капитолийская. На Храмовой горе поставили шатер и установили в нем статую в честь Цезаря Адриана. Еврейские собрания в городе были запрещены.
Византия, персы, арабы, крестоносцы
Византия захватила власть над странами Востока и Израилем в 324 г. Иерусалим был провозглашен христианской святыней и был возвращен запрет на еврейские собрания. В 362 году н.э. римский император Юлий провозгласил, что Иерусалим будет возвращен евреям и разрешил построить Храм. Однако после смерти императора восстановление было прекращено.
Когда в 614 г.н.э. власть над городом перешла к персам, снова были приняты постановления об изгнании евреев, которые несколько раз то возобновлялись, то отменялись.
В 637 г.н.э. арабы завоевали город и вначале запретили евреям жить в нем, но впоследствии разрешили селиться и небольшая еврейская община продолжила свое существование на протяжении всего времени их владычества. Евреи прибывали в город из Ашкелона, Вавилона, Персии, Северной Африки, Египта, Испании, Западной Европы, как пилигримы, либо как переселенцы. Их количество исчислялось несколькими сотнями семей. В конце арабского владычества появилось разделение на районы. Еврейский район сформировался на северо-востоке Старого города, в дополнение к старому еврейскому кварталу возле Храмовой горы.
Летом 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим, они истребили большинство его жителей, включая евреев, и многие из тех, кто спрятался в синагогах и мечетях, были сожжены, когда крестоносцы сжигали священные для евреев и мусульман места. Другие были уведены в плен и проданы в рабство в европейские страны и Египет, пока не были выкуплены местными евреями.
Мусульманское владычество
Когда в 1187 г. Саладин (Салах ад-Дин) захватил Иерусалим, еврейское присутствие возобновилось. В 1210 г. в Израиль приехали раби Шмуэль Бар-Шимшон и раби Йонатан а-Коĥен из Лунила (Франция) и еще примерно 300 раввинов и уважаемых людей из Англии и Франции, некоторые поселились в Иерусалиме. Однако многие из них уехали из-за тягот проживания в городе и вследствие повторяющихся войн, в течении которых Иерусалим переходил из рук в руки к христианам, мусульманам и татарам, а еврейская община была полностью уничтожена.
В 1267 г. в Иерусалим приехал Рамбам (раби Моше Бар Нахман) и обнаружил там только двух еврейских братьев. Он содействовал восстановлению еврейской общины в городе, и на месте развалин одной из синагог построил новую, остававшуюся единственной в городе на протяжении почти 250-ти лет. Также он основал там иешиву. Несмотря на то, что сам Рамбам спустя некоторое время покинул Иерусалим и переехал в Акко, еврейская община продолжает существовать с тех пор до наших дней.
Местоположение еврейского квартала в Старом городе было закреплено в его южной части, напротив Храмовой горы.
На протяжении длительного времени еврейская община в городе была небольшой и пребывала в запущенном состоянии. Рабби Овадья из Бартноры (Бертиноро, Италия), который приехал в Иерусалим в 1488 г., дал новый толчок, послуживший ее развитию.
После испанского изгнания (1492 г.) в Израиль прибыла волна олим и число евреев увеличилось до 1600. Эта община постепенно разделилась на три: выходцев из Северной Африки, выходцев из ашкеназских стран и их потомков, и старожилов. В то же время начали Шадарим (посланники мудрецов) отправляться с миссией за пределы Израиля для сбора пожертвований, предназначенных для помощи жителям Иерусалима.
Турецкое завоевание в 1516 г. открыло новый период времени в истории еврейской общины города. Количество евреев увеличивалось, и в период большего числа проживающих, относилось к раввинату города под руководством рабби Йосефа Колона и рабби Арлибаха (рабби Леви Евен Хавив). Рабби Яков Хагиз создал в Иерусалиме большую иешиву, что привело к приумножению числа учеников мудрецов и каббалистов. В то время большинство представителей еврейской общины были из числа восточной и сефардской. Тогда же из города изгнали и ложного Машиаха, Шабтая Цви. С 1670 г. лидером общины стал Раби Моше Галанти, вслед за ним приехал его шурин раби Моше Евен Хавив. Среди раввинов Иерусалима числились: рабби Хезкияху Ди Сильва (автор «Нового плода») и рабби Моше Хийон. Раби Авраам Ицхаки был избран главным раввином в 1708 г. и наречен «Ришон ле-Цион» («Первый на Сионе») — такое звание главного раввина в сефардских общинах остается до сегодняшнего дня. Ашкеназская община в то время обновилась после приезда из Польши Раби Йехуды а-Хасида, прибывшего вместе с группой, состоявшей из пары сотен евреев. Они приобрели территорию, на которой была построена синагога «рабби Йехуда а-Хасида», просуществовавшая некоторое время. На этой территории было также построено 40 домов. В 1741 г. во главе большой группы учеников прибыл из Северной Африки рабби Хаим Бен Аттар и создал дополнительный центр для изучения Торы. В тот же период Гедальей Хийоном, евреем из Турции, была основана каббалистическая иешива «Бейт-Эль» (Дом Б -га). К ней также принадлежали А-Рашаш (рабби Сар Шалом Шараби), приехавший из Йемена и А-Хида (рабби Хаим Йосеф Давид Азолай). В 1812 г. в город переехали прушим («отделившиеся») и ученики рабби Элияу из Вильнюса, псевдоним Агра (аГаон Рабейну Элияу), которые бежали от эпидемии, распространившейся в Галилее. Создав дополнительные группы, они основали небольшую собственную синагогу под руководством рава Исраэля бен Шмуэля Ашкенази из Шклова, автора “Пеат а-Шульхан” (“Край Стола”). Спустя несколько лет евреям было разрешено вернуться в синагогу рабби Йехуда ха-Хасида, которая в прошлом была ашкеназской синагогой и началось строительство жилых домов рядом с ней. Приверженцы Хабада поселились рядом и также построили синагогу. Количество евреев в то время составляло примерно 500 семей.
В 1837 г. произошло ускорение развития всех общин города и в них стали вливаться хасиды из Галиции. В Иерусалим приехал рав Йосеф Зондель Салант, который стал лидером движения вместе с рабби Йешайей Бардеки. После них прибыл рабби Шмуэль Салант, который был избран алахическим законодателем (море хораа) и членом ашкеназского раввинского суда. На протяжении многих лет он также являлся лидером ашкеназских общин в городе. В 1867 г. вся община насчитывала 10,000 человек. В 1873 г. в город прибыл рав Йосеф Хаим Зоненфельд, спустя несколько лет после него приехал Йехошуа Лейб Дискин. Оба оставили глубокий след в жизни еврейской общины.
Из-за высокой плотности населения в еврейской части города, ее жители начали приобретать право на проживание в соседних районах — мусульманском, армянском, христианском, а затем действовали для того, чтобы создать кварталы за пределами стен Старого города с помощью сэра Моше Монтифьоре, который на протяжении своих 50-ти лет активности в Иерусалиме, сделал очень много для развития общины внутри стен Старого города и за его пределами. Сначала были созданы кварталы Мишкенот Шаананим (Обители Спокойствия), мельница рядом с ним, квартал Ямин Моше (Десница Моисея). Затем возникли другие кварталы: Механе Исраэль (Стан Израилев), Нахалат Шив»а (Прибежище Семерых), Меа Шаарим (Сто Ворот) и Батей Унгарин (Венгерские Дома). В 1900 г. количество евреев в Иерусалиме насчитывало 30,000 и они стали большинством.
Британский мандат
Во время Британского мандата Иерусалим продолжал быть центром еврейской жизни в Израиле. Учебные заведения расширились, к ним добавились новые. Среди них иешива «Хеврон», которая переехала в город после погромов 1929 г. В канун Второй Мировой Войны в 1939 г. количество евреев в Иерусалиме составляло 81,000.
Создание государства Израиль
Провозглашение еврейского государства 5 ияра 5708 г. по еврейскому летоисчислению (1948 г.) привело к вторжению арабских стран на территорию Израиля. Во время Войны за Независимость проходили тяжелые бои в Иерусалиме и вокруг города. Еврейская часть была захвачена арабами, еврейские кварталы оказались в блокаде. Несмотря на то, что еврейской армии удалось прорвать блокаду, проложив новую дорогу среди гор (Дерех Бурма — Дорога Бурма), а затем освободить еврейские кварталы, армии не удалось освободить Храмовую Гору. По окончании войны в руках Иордании остались Старый город, Масличная гора и другие кварталы Иерусалима. В 1967 г. во время Шестидневной Войны была освобождена вся территория Иерусалима, город объединился и снова оказался в полном владении евреев, после почти 2,000-летнего перерыва.