«Смотри, я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие»
Дварим (11:26)
«Как дела?» — спросил святой Бааль Шем Тов городского водоноса Йоселе.
«Что тебе сказать, — ответил тот, — ситуация сложная. Мне уже семьдесят лет, но я все еще занимаюсь тяжелой физической работой. Моя дочь развелась с мужем после того, как много лет страдала из-за него. Она переехала жить ко мне вместе с пятью детьми, и я сильно страдаю из-за этого».
Бааль Шем Тов благословил его и сказал: «Благословляю, чтобы уже очень скоро тебе стало хорошо в жизни, и чтобы все изменилось к лучшему».
Хасиды, сопровождавшие учителя, подумали про себя: что же может измениться в жизни Йоселе в таком преклонном возрасте?
Неделю спустя, Бааль Шем Тов снова встретил Йоселе и спросил о его состоянии.
«Состояние отличное! — ответит тот весело, — я рад, что Всевышний дает мне силы продолжать работу даже в таком возрасте. Ведь есть мои ровесники, кто уже неспособен работать. Моя работа важна, поскольку я обеспечиваю водой всех жителей, а без воды нет жизни. Слава Б-гу, моя дочь освободилась от мужа, который портил ей жизнь. Я рад помогать ей и заботиться о прекрасных внуках, это делает меня моложе!»
Теперь хасиды поняли суть благословения. Реальная ситуация в жизни Йоселе не изменилась, но его взгляд на нее претерпел радикальные изменения. Разница между словами «богатство» (ошер) и «счастье» (ошер) заключена в букве Аин. Это намекает на то, что счастье необязательно приходит благодаря богатству. Ведь есть много богачей, которые несчастны. Все зависит от «глаза» (аин) – от того, как человек смотрит на свое состояние. Наши учителя выразили это одной фразой: «Кто богат? Тот, кто рад своей доле» (Авот 4:1).
На это намекает Тора в нашей недельной главе: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие». Все зависит от нашей точки зрения – силой мысли можно даже проклятие превратить в благословение. В нашей главе упоминается нечистая птица «раа» (14:13). Она называется так, поскольку у нее очень развитое зрение. Она способна летать по небу над Вавилоном и видеть умершеее животное в стране Израиля (Хулин 63). На эту тему выступал рав Залман Сороцкин: «Если птица может, пребывая за пределами страны Израиля, видеть недостатки в Израиле, это признак нечистой птицы».