«И обонял он запах одежд его и благословил его» (Толдот, 27:27)
Перед нами глава благословений. Два сына у нашего праотца Ицхака, один – охотник, человек поля, необузданный, одолеваемый страстями, а другой – цельный, совершенный, сидящий в шатрах, святой и чистый, избранный из праотцов. И праотец Ицхак, пророк Б -га, наделенный духом святости, в чьем доме пребывает Шхина, на первый взгляд, ошибается. Думает, что Эсав – человек порядочный и достойный, праведный и благочестивый, и хочет отдать ему благословения. Как такое может быть?!
Расскажем историю об ученике ешивы, возглавляемой раби Моше Тикочински, духовного наставника ешивы “Слободка”. Этот ученик предположил, что праотец Ицхак ошибся в Эсаве и не разглядел его сущности.
Спросил его духовный наставник: «Веришь ли ты в написанное Аризалем?» «Разумеется», – ответил ученик. «Есть книга “Сефер гильгулим”, где описывается воплощение душ пророков и царей, танаим и амораим (мудрецов периода Гмары). Веришь ты во всё это?» «Разумеется». «Но Аризаль не был с ними знаком, они жили за много поколений до него», – напомнил духовный наставник. «Верно, но ему были открыты все тайны», – сказал юноша. «И ты полагаешь, что праотец Ицхак не достиг уровня Аризаля и не знал, кто перед ним?!»…
Победный ответ.
Альших, благословенна память праведника, писал в своем комментарии, что праотец Ицхак ясно осознавал, кто такой Яаков, и кто такой Эсав. Если это так, то задается вопрос, почему он хотел дать благословения сыну-злодею и обделить избранного сына-праведника?
Для того чтобы объяснить это, приведем пример. Расскажем о человеке, который решил посвятить себя помощи ближним, исцелять больных и страждущих. Терпеливо и старательно изучал он лекарственные растения, собирал их и исследовал, измельчал и готовил лекарства. Больные стекались в его дом, покупали исцеляющие средства и щедро платили за них.
Приобрел аптекарь почет и богатство, удовлетворение и доброе имя. Семь сыновей было у него. Шесть из них, живя в доме отца, пользовались его деньгами и вели жизнь праздную и беспутную. Были глухи к его упрекам, и не слушали его просьб.
Доставляли родителям много огорчений и страданий. И лишь один был предан отцу и шел по его пути. Углублялся в чащу леса и искал новые виды корней и растений, исследовал их свойства и готовил новые лекарства, спасающие больных.
Однажды отец заболел. Призвал он своего верного друга, чтобы тот исполнил его завещание: пусть всё его богатство разделит поровну между всеми шестью сыновьями. «Шестью? – поразился верный друг. – У тебя ведь семь сыновей». «Седьмой сын не получит ничего», – распорядился отец. «Зачем ты кричишь, – ответил больной, – ведь он получил больше всех! Его братья – бездельники, не могут заработать ни гроша, так я разделю между ними мое имущество, и они смогут прожить какое-то время. Но седьмой знает тайны, которые принесли мне богатство и щедрый заработок ему обеспечен на всю жизнь!»…
Чудесный пример, а мораль ясна. У праотца Авраама было большое богатство – от благословений Всевышнего. У праотца Ицхака было большое богатство – от благословений Всевышнего. Праотец Яаков шел их путем, цельный праведник, а Всевышний любит праведников. И само собой разумеется, что благословение ему обеспечено. Его молитвы будут приняты, и ему будет гарантировано великое изобилие. Но Эсав, нечестивец, одолеваемый страстями, откуда получит благословение? От учебы Торы, от выполненных им заповедей, от своих добрых дел?!
Поэтому и хотел Ицхак дать благословение Эсаву… Но Ривке было сказано в пророчестве, чтобы послала Яакова получить благословение. Но для чего, ведь он праведник, и благословения ему обеспечены полностью! Действительно, это так. Но благословение дано до конца поколений, и найдутся у него потомки, которые не будут праведниками. Которые будут “одеты в одежды Эсава”. И для них – для нас! – получил он благословение, вечное благословение!